search
main
0

“Легкий” вопросик

Первый день тем и замечателен, что все еще впереди и ничего не известно. Можно дать волю фантазии и желаниям.

“Что вы ждете от олимпиады?” – с таким вопросом обратились мы к олимпийцам и их учителям.

МАВРИНА Элина Владимировна, г.Уфа:

В нашей республике только начинается преподавание граждановедения. Я приехала на олимпиаду, чтобы расширить свой круг общения, улучшить свою методику. Может быть, тогда в нашей школе этот курс получит “постоянную прописку”.

ВЕРШАНСКАЯ Жанна Ивановна, Санкт-Петербург:

Меня поразила атмосфера, в которой здесь находятся и взрослые, и дети. Я даже не могла себе представить, что столько регионов будут представлены на этой олимпиаде. Сейчас настолько тяжелое время, что справедливость ушла на второй план. А наши ребята своим трудом заслужили право участвовать в этой олимпиаде.

ШУМАКОВА Ирина Михайловна, Новоуральск:

Для нас эта олимпиада является в какой-то степени апогеем граждановедения, т.к. ребята уже участвовали в нашей городской олимпиаде. Теперь мы выясним, какого уровня нам удалось достичь. Не беда, если он окажется ниже, чем у других, мы будем знать, чему нам больше уделить внимания.

КИСЕЛЕВА Татьяна Тимофеевна, Карелия:

Мы, как люди, приехавшие из провинции, хотели бы посмотреть, каков уровень других ребят, пообщаться. И потом, перед нами стоит задача прививания правовой культуры, а это надо начинать именно в таком возрасте. Я хотела бы узнать, какие сейчас есть направления в методике преподавания граждановедения, какие есть тенденции. Думаю, что расширю свой кругозор.

ХАМИДУЛЛИНА Айман Шакуовна, Оренбургская область:

Хочется сказать слова благодарности всем организаторам и пожелать, чтобы и дальше эта олимпиада жила, потому что у нас дома осталось еще очень много достойных ребят, которые “ждут своей очереди”.

КОСЯКОВ Иван Алексеевич, Самара:

Я приехал посмотреть опыт своих коллег. Мне этот курс очень нравится. Из всех альтернативных программ и пособий эта – самая приемлемая, потому что в такой свободной, игровой форме, в форме диспута, спора, порой до хрипоты, ребята находят правильные ответы на все волнующие вопросы, которые касаются развития их личности. У взрослых часто не хватает времени на общение с ребенком. И уроки граждановедения становятся единственной возможностью выговориться, утвердиться, самореализоваться, особенно в кругу товарищей. Этот урок не похож ни на один в школьной программе, поэтому ребята ходят на него с интересом.

УЛАНОВА Светлана Валентиновна, Пенза:

От олимпиады я жду победы. И потом, атмосфера добра, которая сейчас царит и которая, несомненно, сохранится, очень важна. Не так часто судьба нас так балует.

ХАНЕНКО Василий Михайлович, Брянская область:

То, что я здесь, уже доставляет мне радость. Я приехал сюда с дочерью, сам ее готовил, потому что в школе нет этого предмета. Конечно, хотелось бы победить, но мы понимаем, насколько это сложно.

Мне кажется, что надо работать не только с детьми, но и с учителями, потому что уровень правовой, гражданской культуры недостаточен даже в школе.

Алексей ТУМАНЦЕВ, 6-й класс, г.Йошкар-Ола:

Мне хочется больше узнать об этом предмете, потому что я даже не представлял, что он существует, пока не увидел задания первого конкурса. Я их посмотрел, и они мне очень понравились. Но у нас в школе, к сожалению, граждановедение не преподают в 6-м классе, и мне пришлось заниматься самостоятельно. Здесь я хочу повысить свой уровень знаний.

Наталия ПШЕНИЧНИКОВА, 8-й класс, Свердловская область:

К счастью, у нас в школе этот предмет ведется давно. Я считаю, что он помогает увидеть жизнь с разных сторон. И все-таки жизнь можно узнать только в общении, в практике. И я жду от олимпиады именно этого: побольше практики и глубины понятия слова “жизнь”.

“Я знаю все, не знаю только, чем все это кончится”

Позади письменные испытания. Что чувствуют олимпийцы после первой битвы и накануне второй, решительной? В каком состоянии “дух войска”? Какое значение они придают победе?

Александр КУЗНЕЦОВ, г.Волгоград:

Встретили нас очень гостеприимно, даже весь страх прошел. Скажу честно, что в девятом классе, когда мы только познакомились с этим предметом, мне он даже как-то не сильно понравился. Я и не думал, что впоследствии окажусь на такой всероссийской олимпиаде. Но наша учительница сделала все возможное, чтобы мы прониклись граждановедением. Так и случилось. Теперь я уважаю этот предмет и понимаю всю его необходимость.

Светлана КНЯЗЕВА, Липецкая область:

Я первый раз участвую в таком крупном конкурсе. И вы знаете, мне кажется, то, что именно я прошла заочный тур – это и случайность, и закономерность одновременно. Я вообще везучая, к тому же горы литературы проштудировала и достаточно уверена в себе.

Не прошло и двух дней, а мне кажется, я тут пробыла уже месяц или больше, так все передружились, несмотря на то, что мы все-таки конкуренты.

Владимир СКЛЯРОВ, Белгородская область:

Обстановка нормальная и не нервозная – это важно. Уже два года занимаюсь граждановедением, пока не надоело. Думаю и впредь заниматься им. Эта олимпиада – один из этапов моего изучения данного предмета. Конечно же, очень хочу победить. А кто ж этого не хочет?

Виктор ВАХШТАЙН, г.Пенза:

Я очень рад новым знакомствам, хотя на первом месте все равно победа. Я долго увлекался историей и благодаря своей учительнице стал заниматься еще и социологией. Перефразируя известную фразу, скажу: “Я знаю все, не знаю только, чем все это кончится”.

Алексей КЛАДЧИХИН, г.Кемерово:

Письменные задания оказались даже более творческими, чем я ожидал. Это приятно, так как факты-то мы все знаем… Перед любым испытанием рано или поздно возникает чувство, что ничего не знаешь. Кроме того, мне кажется, все, кто здесь, – уже победители, включая меня. Словом, нечего трястись, все мы молодцы, а там видно будет.

Анна КУССМАУЛЬ, г. Сальск:

Мне очень все нравится. Здесь действительно есть уважение не только к учителям, но и к нам. Хочется сказать отдельное спасибо Александру Прутченкову. Вчера мы с его легкой руки коллекционировали адреса. Для меня действительно главное не победа, а общение. Я уже 32 адреса собрала! Что касается граждановедения, то я к письменному туру готовилась накануне очень долго – целый час: с 0.00 до 1.00. К устному планирую столько же, если получится. Это все шутки, конечно. На самом деле я очень серьезная и граждановедение изучаю серьезно, даже хочу стать адвокатом, как все в моей семье.

Наталья ПШЕНИЧНИКОВА, г.Нижний Тагил:

Эта олимпиада помогла мне создать более обьективный взгляд на жизнь. Мне очень интересны разные социальные процессы, которые происходят в обществе. В будущем я хотела бы стать юристом. Жду следующего тура, но особо не нервничаю. В таком дружеском коллективе трудно даже волноваться. Жалко на это время – хочется побольше поболтать, поспорить, ребята здесь собрались очень интересные. На победу я не нацеливаюсь, для меня само участие – уже награда, и я очень довольна.

Ирина СОБОЛЕВА, г.Ульяновск:

С граждановедением первый раз я познакомилась 1 сентября 1993 года в 5-м классе. Учительницей граждановедения оказалась моя “классная”, и первое полугодие мы, пятиклашки, тщательно пытались понять, что такое граждановедение и с чем его едят. Во втором полугодии в нашу школу пожаловала всероссийская конференция по граждановедению, на которой был сам Я.В.Соколов, автор курса. С этого все и началось: открытые уроки, встречи, знакомства, конференции. И уже к концу 6-го класса мы почувствовали вкус граждановедения. Сейчас я в 6-м и не представляю своей учебной недели без урока граждановедения. На этих уроках трудно удержать высокий рейтинг. В этом мне помогают моя учеба в школе искусств и моя журналистская работа в тележурнале для подростков “Дипкурьер”.

“Труд души остается бесценен”

* * *

Нас стремительно водит за руку

Время-лекарь и время-враг.

Ах, кому это только на руку

Хаос мыслей и омут врак.

Разве солнце, с утра спешащее

Подарить нам свои лучи,

Верит в мрачное настоящее

И, давая нам жизнь, грешит?

Видно, в этом мы все повязаны…

Где кончается лабиринт?

Значит, правды не все рассказаны,

Выбрать новую нам предстоит!

На уроках граждановедения мы пытаемся осмыслить то, что человек всегда находится перед вопросом: “Быть или не быть?”, перед проблемой выбора. Это и сложно, и просто – научиться выбирать, принимать решения и брать на себя ответственность за свою и чужую судьбу. Но… как писала Марина Цветаева: “Быть современником – творить свое время, а не отражать его. Современник – всегда меньшинство…”

Все в жизни нашей от судьбы Христа:

То тихий грот, то царские палаты.

То горбимся под тяжестью креста,

То счастьем ближнего счастливы и богаты.

То как Голгофа испытаний ряд,

То вовсе неуемное блаженство.

И легкою рукою наугад

Ты в мире открываешь совершенство.

И, постигая таинства пути,

Ты сам себе неповторимо новый.

Унынье грех, а стало быть, иди!

И с гордостью неси венец терновый!

* * *

Если бы память человеческая

могла стирать все плохое

так же, как волна, набежавшая на берег,

какой гладкой и чистой была бы

наша жизнь.

Но были бы мы счастливы?

И сказал Бог: “Самое трудное

быть человеком каждый день…”

Труд души остается бесценен,

Сединой проступая в висках,

Но ведь он (и я в этом уверен)

Окупается блеском в глазах.

И в глазах рассыпается счастье

Тех, кто были с тобою близки.

Это ты их сберег от ненастья,

От обид равнодушной зимы.

Это ты каждый день, без сомненья,

Делал вешним обыденный день

И, кого-то спасая от тленья,

Умолял, повторяя: Поверь!

Хоть тебя самого-то досада

Раздирала на клочья тогда,

Труд души – прелесть райского сада,

Только адски тяжел он всегда.

Ведь, по большому счету, граждановедение призвано научить нас на основе нравственных принципов и законов строить свои отношения с людьми и государством. Об этом гениально сказал Бернард Шоу: “Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди!”

* * *

Жить просто так иль спорить с ветром?

Молить судьбу иль жизнь вершить?

Во всей науке нет ответов,

Чтоб по подсказке путь сложить.

А если так, то где взять правых?

Целебных трав от неудач?

Их нет. Есть те, что лечат раны,

А раны будут. Плачь – не плачь…

Мы – путники на жизненных дорогах.

Искатели таинственных миров.

Мы – разные: от нестерпимо строгих

До бесконечно добрых простаков!

Мы – путники. И в жизненных скитаньях

Проходим свышеназванный маршрут,

Хоть сами выбираем те страданья,

Которые нам силу придают!..

На улицах, притихших после битвы,

Гляжу в вечерние глаза домов.

Дай Бог, слова и силы для молитвы

За путников, поверивших в любовь!

Марина ШКРОБОВА,

преподаватель

Ульяновск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте