search
main
0

Легкие правила. Стихи-запоминалочки, загадки, рассуждалочки для учеников 1-2-х классов

Заглавная буква в именах собственныхДавай подумаем вместе: а почему имена собственные пишутся с заглавных букв? Если правила придуманы не зря, значит, в них спрятан очень важный смысл… Какой? Если сам догадаешься – хорошо. А нет, найдешь ответ в моем стихотворении:

Улицы, реки, озера, моряПишутся с буквы заглавной не зря:Улица Радости, Мира, Садовая,Улица Южная, улица Новая.Озеро Светлое, море Каспийское,Красное море или Балтийское.Матушка Волга, Нева, Енисей – Знак уваженья к планете моей! Да, уважения достойны и страны, и города, и деревни, и села, поэтому:Названья стран и городов,И сел, и деревеньС большущей буквы я пишу:Россия, Тверь, Тюмень.Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУОй как мне в детстве повезло! В нашем классе уроки русского языка вела Нина Матвеевна Головачева. Она любила нас как родных! И всегда придумывала легкие подсказки и запоминалочки, я помню их до сих пор. Я пошла по той же дорожке, чтобы и вам учиться было легче. Только Нина Матвеевна сочиняла запоминалочки в прозе, а я – в стихах: Я пишу, и ты пиши:ЖИ, ШИ – с буквой И,ЧА, ЩА – с буквой А,ЧУ, ЩУ – с буквой У. * * * В букваре соседи жили,Летом шубы, шапки шили,А зимою надевалиИ на улицу бежали!- Эй, вы где? Ау! Ау!В чаще? В роще? – Мы в лесу!- Я ищу вас, ищу,И кричу, и свищу!Где вы спрятались? Ау!- Мы в лесу! Мы в лесу!Запомнил? А теперь давай проверим, как запомнилось.Когда мы верим в ч…деса,Они не могут не случиться!Какие добрые глаза…И удивительные лица!Когда мы верим в ч…деса,Они нас ждут зимой и летом!Не знает только тот об этом,Кто, жаль, не верит в ч…деса.Но смех звенит, горят глаза,И признаемся мы друг другу,Что ходит доброта по кругуИ учит верить в ч…деса!Мягкий Знак Мягкий ЗнакПеретрудился -Диссертацию писал!И наутро он с кровати -Представляете? – не встал!Ну а я-то без негоНе смогу ни-че-го:Ни встат…Ни сказат…Ни читат…Ни писат…А ну-ка пойду-каЕго разбужуИ доброе словоНа ушко скажу…Шепнул: «С добрым утром!»И Знак потянулся,Зевнул,Посмотрел на меня,Улыбнулся.- Прости, – говорю,-Я тебя утомил,Сегодня не буду…- Да я уж простил!И снова, и сноваМы вместе, друзья!Читаем и пишем,ЗНАК МЯГКИЙ и Я!Гуляем, играем,Рисуем, поем!И даже стихиСочиняем вдвоем! Как здорово вместе Читать и писать, Учиться, работать,Гулять, вышивать!На санках кататься,В походы ходить!Смотреть! Удивляться!И… радость дарить!Звонкие и глухие согласные звукиПервоклашка слово ЛЕВ Написал бы с буквой… Ф!Пишет он, как СЛЫШИТ.И сидит – не дышит.Я бы так не стал спешить,Ну зачем народ смешить?Ведь НЕ ТО, ЧТО СЛЫШИМ,Мы порою ПИШЕМ!Буква в слове притаилась,Убежала? Растворилась? Надо словом поиграть,Чтоб все звуки отыскать!Слово ЛЕВ кручу-верчу,Ошибаться не хочу:Сын у ЛЬВИЦЫ – ЛЕВУШКА, ЛЬВИНАЯ головушка!Все понятно, получилось!Только слово изменилось – Буква сразу объявилась! Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударениемЭто стихотворение мы написали вместе с учителем Софьей Соколовской, она начала, а я продолжила.Безударный – Слабый гласный,Слабым надо помогать:Звук нечеткий,Звук неясный – УДАРЕНЬЕМ ПРОВЕРЯТЬ!Вот РЕКА,Проверка – РЕЧКА.Вот СВЕЧА,Проверка – …………,Вот – ГОРА,Проверка – ГОРКА,Вот – НОРА,ПРОВЕРКА – ………..!Ты можешь продолжать приводить примеры.ЗагадкиУ папы – мордочка с усами,У мамы – мордочка с усами,А кто мы – догадайтесь сами!_ _ _ _ чь_ _ _ мь_(Кошачья семья)Может взять себя – в руки,Может взять себя – в ноги!По деревьям – летать!И скакать – по дороге!Может финик вам дать,Угостить вас бананомИ вернуться опятьК озорным _ _ _ _ь_ _ _ _!(Обезьянам)Непроизносимые согласные в корне слова Знают дети, знают внуки:Пишем – БУКВЫ, слышим – ЗВУКИ.Только вот ведь как бывает:В устной речи звуки… тают!Например, скажи-ка: ЧЕСТНЫЙ,Или – ПОЗДНО, или – МЕСТНЫЙ.Все ли звуки слышишь? Нет.Есть один простой совет: Коль смекалку проявить,Можно слово изменитьИ ПРОВЕРКОЙ ДОКАЗАТЬ – Буква! Здесь! Должна! Стоять! ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТЬ,ГРУСТНЫЙ – ГРУСТЬ,Каждый сам продолжит пусть!​Нина ПИКУЛЕВА, Челябинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте