Александр Федосеевич Бестужев (24.11(5.12).1761 – 20.3(1.4) 1810) вошел в российскую историю как многогранная личность: педагог, писатель, публицист, просветитель, искусствовед, издатель и один из основателей литейного дела.
Дворянские корни
Александр Федосеевич происходил из дворянского рода Бестужевых. Получил военное образование, окончив в 1779 году Греческую гимназию при Артиллерийском и инженерном кадетском корпусе, где затем и преподавал до 1788 года. В 1789 году во время Русско-шведской войны был очень тяжело ранен в голову. В 1797 году майор артиллерии А.Ф.Бестужев был «по прошению уволен к статским делам» в чине коллежского асессора.
Оказавшись после отставки не у дел, он обратился к просветительской деятельности в сфере образования.
Александр Федосеевич активно участвовал в работе Вольного общества любителей словесности, науки и художеств. Широта культурных и научных интересов позволила ему создать в Петербурге «богатый музей в миниатюре» и собрать обширную библиотеку. Дом Бестужевых – настоящий культурный центр конца XVIII века, где происходили встречи писателей, художников, композиторов. Один из детей – писатель А.Бестужев-Марлинский – вспоминал: «Отец мой был редкой нравственности, доброты безграничной и веселого нрава. Все лучшие художники и сочинители тогдашнего времени были его приятелями».
В этой атмосфере зарождались вольнолюбивые мысли у сыновей, будущих декабристов. По признанию сына Михаила, гуманистические идеи Бестужев успешно применял при воспитании своих восьмерых детей (три дочери и пятеро сыновей) по собственной педагогической системе. Старший сын, Николай, так вспоминал о педагогическом таланте отца: «В нем я увидел друга, но друга, строго проверяющего мои поступки. Я чувствовал себя под властью любви, уважения к отцу, без страха, без боязни непокорности, с полною свободой в мыслях и действиях и вместе с тем под обаянием такой непреклонной логики здравого смысла, столь положительно точной, как военная команда». В письме к матери Александр Бестужев-Марлинский отмечал: «Какою же любовию должны мы гореть к тем родителям, которые дают нам благородное воспитание; образуют ум и сердце; которые своими полезными советами наставляют нас в добродетели; которые не жалеют ничего для пользы и удовольствия детей своих».
В результате «вольнолюбивого воспитания» сыновья Александр, Николай, Михаил и Петр Бестужевы стали непосредственными участниками событий на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Павел, по молодости не участвовавший в восстании, также пострадал вместе с ними. Как гласит эпитафия: «Нас было пять братьев, и все пятеро погибли в водовороте 14 декабря».
Вместе с тем дети А.Ф.Бестужева оставили глубокий след в русской культуре и педагогике. Все сыновья отличались незаурядными личными качествами и достоинствами.
Николай, историк российского флота, писатель, экономист, художник-портретист, находясь в ссылке вместе с братом Михаилом, открыл школу в Бурятии.
Александр (литературный псевдоним Марлинский) – известный писатель, ценившийся современниками даже выше А.С.Пушкина.
Павел служил адъютантом Главного управления военно-учебных заведений и издавал журнал для чтения их воспитанников. Петр оставил ценные мемуары. Литературный почерк братьев представлял собой нечто общее, что дало современникам основание ввести особый термин «бестужевские капли». Дочери Александра Федосеевича (старшая Елена и близнецы Мария и Ольга) не вышли замуж, посвятив жизнь заботам о сосланных братьях, помогали им в основании школы в Бурятии, преподавали там женское рукоделие.
Трактат «О воспитании»
Сам А.Ф.Бестужев являлся примером беззаветного служения прогрессивному развитию России. По своим политическим взглядам он был умеренным либералом, сторонником просвещенного абсолютизма. Все это воплотилось в наиболее известном его произведении – трактате «О воспитании», основополагающем труде отечественной педагогики XVIII века. Созданный в 1797 году, он был в течение следующего года напечатан в «Санкт-Петербургском журнале», самом прогрессивном издании XVIII века.
В переработанном и существенно деформированном виде трактат под заглавием «Опыт военного воспитания относительно благородного юношества» был издан в 1803-1807 годах. Автор благоразумно изъял из него многие прогрессивные идеи, сосредоточившись главным образом на практике военного воспитания.
В трактате представлены общие педагогические взгляды А.Ф.Бестужева на воспитание подрастающего поколения, созвучные идеям античных философов, французских просветителей и западноевропейских педагогов Джона Локка, Мишеля де Монтеня, Шарля Монтескье, Клода Адриана Гельвеция, Жан Жака Руссо. Безусловным является влияние идей видного русского педагога эпохи Просвещения Ивана Бецкого и взглядов Александра Радищева. Также автором был переосмыслен собственный успешный педагогический опыт и как воспитателя кадетского корпуса, и как отца большого семейства.
Такой многогранный синтез теории и практики предоставил мыслителю возможность в ряде случаев не соглашаться с признанными авторитетами, взгляды которых далеко не всегда совпадали между собой, и создать собственную логичную и цельную воспитательную концепцию, соответствующую национальным интересам и конкретно-историческим условиям России конца XVIII века.
Дать питомцам добрую душу
В трактате освещены многие основополагающие вопросы образования и воспитания юношества. Защищая идею создания государственной системы общественного образования, обучения и воспитания, Александр Федосеевич советовал строить ее на основе гуманной педагогики, которую разработал Я.А.Коменский. Был сторонником светского воспитания.
Особое место в трактате занимают цели и задачи воспитания, психологические основы воспитания, соотношение воспитания общественного и частного (семейного), умственного и нравственного, средства поощрения и наказания, роль педагога. Значительное место в сочинении отведено рассмотрению содержания и методов обучения.
Автор начинает свои рассуждения с общих положений о воспитании: «Воспитание вообще есть наука, каким способом образовать детей так, чтобы они учинились полезными и приятными для семейства своего, для Отечества и были бы в состоянии доставлять и для самих себя благополучие; воспитание должно постановить себе правилом дать добрую душу». По его убеждению, «воспитать дитя – значит употребить его естественное расположение, его нужды, страсти на его усовершенствование или на учинение его таковым, каковым быть ему желаешь; сие значит возбудить желание его к известным предметам и от других воздержать».
Приготовление к гражданской жизни
Смыслом общественного воспитания вслед за Монтескье Бестужев видит «приготовление к гражданской жизни». Это требует, чтобы «воспитание юношества было соглашено и совмещено с природой, с предначертанием и с правилами правительства».
Педагогический мыслитель неравенство между людьми объяснял не природными различиями, а результатом различных условий жизни и воспитания. Справедливо утверждал, что «все дети от природы различны, и, следовательно, обманываются те, кто считает возможным в любом человеке воспитать желаемое: воспитание распространяет только полученные от природы способности».
Поэтому воспитание должно начинаться с «первых минут жизни, имея целью предопределить в ребенке те существенные способности, которые будут влиять на всю его последующую жизнь, то есть сформировать нрав человека».
С этой проблемой, полагает Бестужев, можно справиться только в условиях общественного, а не частного (домашнего) воспитания. Конечно, при условии способности родителей привить своим детям «понятия о добродетели, об отечестве, о добрых нравах и воспитать истинных сынов Отечества», возможно и семейное воспитание.
Гарантиями эффективности общественного воспитания является строжайший отбор «превосходных наставников», освоивших «науку обхождения с детьми», обладающих «высокими моральными качествами».
Подчеркнем, что Александр Федосеевич отводил роли личности учителя, наставника очень большое значение.
«Наличие первоклассных наставников», по его убеждению, «позволит реализовать такое непременное условие успешного воспитания, как подражание, поскольку человек наиболее расположен ко взаимному друг другу подражанию». Воспитание «должно произойти больше от примера, нежели от правил», этому процессу воспитатели «должны споспешествовать беспрестанными примерами правосудия, человеколюбия, кротости, снисхождения, трудолюбия, ревности ко благу, признательности к Отечеству, почитания законов».
Воспитание благородного юношества
Все эти основополагающие проблемы автор раскрывал подробно, с большой эрудицией и применительно к военным учебным заведениям, которые создавались для благородного юношества. В трактате предложена развернутая программа образования и воспитания благородного юношества, соотнесенная с возрастными особенностями детей, регламентирующая соотношение собственно воспитательных и образовательных сфер.
А.Ф.Бестужев был убежден, что путь учения – это постепенное раскрытие умственных способностей, а именно понимания, памяти, воображения и способности рассуждать. Именно их надо открывать и тщательно развивать «согласно возрасту, соотнося с природой и учитывая начальные способности каждого ребенка».
Бестужевым впервые в отечественной педагогике была высказана мысль о систематическом нравственном воспитании. В данной связи педагог специально разработал основы «Курса морали», предназначенного в течение двух лет сформировать основные представления детей о нравственности, об их будущих гражданских и семейных обязанностях. При этом данный курс должен был включать в себя наряду с теоретической частью обязательные практические упражнения.
Воспитание в учреждениях, которые планировал создать Бестужев, начиналось с пятилетнего возраста и было рассчитано на 14 лет. Он подробно регламентировал этот процесс: какому предмету и в каком объеме учить, в каком возрасте какие практические навыки развивать, какие нравственные устои и понятия прививать.
Первые четыре года отводились формированию у ребенка способности правильно понимать явления на основе принципов отказа от принуждения, действия исключительно под влиянием «соревнования и забавы», соединения теории с практикой (что одновременно будет готовить ребенка к развитию следующей способности – памяти).
В течение пятого – седьмого годов обучения следует целенаправленно тренировать память ребенка, но «без злоупотреблений», то есть без обременения ее ненужными сведениями, но с постоянными повторениями необходимого.
На восьмом году воспитания можно приступать «к развитию воображения, которое только в этом возрасте становится и безопасным, и необходимым; полезными воспитательными средствами здесь являются стихосложение и сочинительство».
Наконец, остальные шесть лет «ученого воспитания» отводятся развитию способности рассуждать. Именно теперь воспитанники способны «без скуки и отвращения» воспринять соответствующие науки: на 1-2‑м годах – геометрию, тактику, теорию баллистического искусства, на 3-4‑м годах – опытную физику, естествознание; на 5‑м году – грамматику.
Заключительный год посвящается обучению «отечественным законам, сопровождаемому истинными основаниями всенародного благоустройства и общественного благоденствия, познанием истинных его польз и его отношений».
Завершает трактат рассуждение «Об обрядах всеобщего выпуска». Торжествам по случаю завершения общественного образования Бестужев отводил значительное место, считая необходимым сделать это событие незабываемым, «укрепить выпускников в сознании того, что они сыны Отечества, воспитанники закона, искоренившие гордость и пороки».
Сам обряд выпуска разработан очень подробно: это должно быть «исключительно памятное событие, включающее шествие в церковь, торжественные клятвы, воинские упражнения».
Но центральное место в нем отводилось прощальной речи наставника, в которой тот должен был еще раз пожелать выпускникам, чтобы «в поисках благополучия они не ошибались в выборе средств, искали бы их в трудах по защите Отечества и законов, в прилежании, кротости, воздержании, в недрах семейства; исполняли бы долг человека и гражданина не по опасению наказания, но по уважению законов и любви к справедливости».
Главный же завет воспитателя выходящим в самостоятельную жизнь звучал так: «Без любви к Отечеству вы были бы только граждане по имени, равно как люди по образу».
Безусловно, трактат А.Ф.Бестужева «О воспитании» сыграл большую роль в развитии прогрессивной педагогической мысли России в конце XVIII – начале XIX века, внеся значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания.
Александр Федосеевич был похоронен на Смоленском православном кладбище в Петербурге. На памятнике выбита эпитафия: «Бестужева здесь прах, // Душа на небесах, // Заслуги у царя, // А имя на сердцах».
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, почетный работник науки и высоких технологий РФ, лауреат знака «Золотое перо «Учительской газеты»-2020
Комментарии