Основная содержательная цель спектакля – освещение наиболее серьезных экологических проблем Мирового океана и предложение путей выхода из них.Сюжет спектакля: в подводный замок Голубой лагуны съезжаются гости на праздничный бал. Молодой Принц озадачен выбором невесты. Главный критерий отбора – она должна быть здорова, следовательно, должно быть чистое море. На бал съезжаются гости из разных морей океана, к ним присоединяются попутчики – вещества, загрязняющие эти моря. Принц выбирает дочь Короля Голубой лагуны, так как это самое чистое море в океане, а значит, красавица абсолютно здорова!Финал: «Мы надеемся, что человек когда-нибудь обязательно создаст вокруг себя необыкновенное море Красоты!»
Действующие лица:СказочницаРусалочкаГостиКорольПринцСредиземноморская красавицаСточные водыБытовые отходыРусалочка-северяночкаРадиоактивные отходыПерсидская царевнаНефтьДочь Нефти старшаяДочь Нефти младшаяШкольникДействие IДиалог Сказочницы и РусалочкиЗвучит музыка. «Утро». Композитор Эдвард Григ.Сказочница: Океан… Безбрежное, таинственное и манящее пространство…Океан! Как он прекрасен в играющих лучах солнца и как он страшен во время ревущего шторма! Не правда ли?Морской, хмельнойНевиданный просторСродни горамВ безумстве, буйстве, кротости.Седые гребни волнВидны, как снег,На пиках гор,А впадины меж ними -Словно пропасти!Служение стихиям не терпит суеты!К двум полюсам Ведет меридиан.Благословенны вечные хребты!Благословен Великий океан!Океан – колыбель жизни, «голубое зеркало» на нашей планете. В нем не только прошлое, но и будущее Земли. Большинство людей пользуются его дарами, не видя и не понимая его роли в поддержании жизни на планете. Морская вода – одно из удивительных химических соединений, волшебный дар природы нашей планеты. В таком количестве, как на Земле, ее нет нигде в Солнечной системе. Раньше океан обожествляли. Его обитателей наделяли сверхъестественной силой. Помните самых известных из них – Дельфина и Русалку? О них сегодня и пойдет речь. Для начала пройдемся по морскому пляжу. Путь наш будет очень длинным. Но чтобы вам не было скучно, я расскажу одну удивительную историю. Однажды на песчаном берегу я увидела Русалку. Она была чем-то огорчена. У нас завязался разговор.Под красивую мелодию в танце появляется Русалочка.Сказочница: Добрый день, милая Русалочка!Русалочка: Добрый день! Кто вы?Сказочница: Я Сказочница. Русалочка: А я дочь Короля Голубой лагуны – так называется наш подводный замок. (Плачет.)Сказочница: У тебя что-то случилось? Почему ты такая печальная?Русалочка: Теперь мне никто не сможет помочь! Сегодня мой отец дает пышный бал в честь приезжего Принца. Я буду самой некрасивой Русалкой на этом балу. На праздник прибудет много гостей, и Принц должен будет выбрать себе невесту. Я бы так хотела…Сказочница: Почему ты думаешь, что у тебя нет шансов стать невестой Принца? Ты ведь очень красива. Посмотри на свои длинные и густые волосы из морских водорослей. На тебе сверкающая чешуя, говорящая о том, что ты абсолютно здорова. Другие Русалки прячут ее под искусственным покрывалом и не имеют таких шикарных волос. У них они спутаны консервными банками или пластиковыми бутылками или же отсутствуют из-за действия радиации.Русалочка: Это так, но у меня нет никаких украшений. Сегодня я хотела нанизать морской жемчуг, но в раковинах уже давно ничего нет.Сказочница: Куда же подевался весь жемчуг?Русалочка: Человек вылавливает его и делает на этом большие деньги.Сказочница: Тогда сделай украшения из кораллов.Русалочка: Самый большой коралловый рынок находится у восточных берегов Австралии и называется Большой Барьерный риф. Но человек и его разрушил! Дело в том, что кораллы живут исключительно в чистой воде, а в этих местах она очень сильно загрязнена. Я не хотела бы брать то, чего и так почти уже нет.Сказочница: Не переживай, милая Русалочка, мы что-нибудь придумаем. Мы позовем старую и мудрую Тортилу, чтобы она нам чем-нибудь помогла.Действие IIБал начинается…Сказочница читает на фоне торжественной музыки.Появляются слуги, убирающие залы дворца.Сказочница: Приближался день большого праздника. Шли последние приготовления. Дворец Голубой лагуны блистал в своем великолепии! Пол зала был выложен очень гладкой галькой. На проекторе демонстрируются слайды удивительного подводного растительного мира океана.Сказочница: Стены украшали черные и розовые кораллы, создавая необыкновенно торжественную обстановку. В подсвечниках из морских звезд мерцали морские светлячки. Окна, занавешенные водорослями, навевали прохладу. А в углах зала расположились небольшие бурлящие гейзеры, напоминающие фонтаны. В разноцветных лучах яркого света они выбрасывали свои капельки. Турбинарии – кораллы, напоминающие чаши, – обрамляли царский трон, в изголовье которого поднимались дендрофилии. Разноцветные лилии и актинии образовали купол, к которому тянулись многочисленные водоросли. Горгонарии образовали подводные колонны.И вот долгожданный момент! Бал начинается!Я притаюсь за оконным занавесом, чтобы рассказать вам, что же приключилось с нашей очаровательной героиней. Фанфары. Торжественная музыка (вальс). Прибывают гости.Сказочница: На празднике много гостей!Церемониймейстер и Сказочница рассказывают зрителям о прибывающих персонах: Почетные гости – черепахи из моря Фиджи и Сулавеси, расфранченные киты из полярных областей, громадные тигровые акулы из тропических морей, морские сивучи, котики и тюлени – завидные женихи из Арктики, а вот на бал прибыло семейство лососевых из Дальневосточных морей, семейство сельдевых из Атлантики.Здесь и красавицы нерпы, которых развлекают смешные рыбы-попугаи, всеми не любимый скат надоел своими нравоучениями шикарно одетому крабу, всюду путаются многочисленные моллюски, создавая неразбериху. Морские ежи плавно передвигаются от кресла к креслу, пережевывая морской деликатес – капусту-ламинарию, а вот пожаловала мерзкая толстая медуза в сопровождении морского угря, рядом с сардинеллой из Средиземноморья стоит кальмар, в двери из черных кораллов вошли самые именитые гости – осьминоги и каланы.Сказочница: Посмотрите, сколько собралось гостей из разных уголков океана! Но я должна отметить, что вид у них неблестящий. Видимо, сказывается сложная экологическая обстановка в океане.А вот долгожданный момент! Принц пожаловал!Выход Принца под музыку.Действие IIIСветский разговорСказочница: Завязался светский разговор.Гость 1: Я недавно прочитал в газете «See News» статью репортера – морского конька о том, что в последние десятилетия в воды Тихого океана сбрасывается около 9 млн тонн отходов, а в воды Атлантического океана около 30 млн тонн отходов. Гость 2: А вот я заявляю: Мировой океан превращен в свалку самых разнообразных жидких и твердых отходов. Такие вредные для жизнедеятельности морей и океанов вещества, как нефть, пестициды, ядохимикаты, радиоизотопы и другие, сливаются в акваторию без какой-либо очистки. Гость 3: В акватории этих вод воздушные потоки приносят из суши в атмосферу, а далее в гидросферу большое количество промышленных выбросов – пыли, сажи, газов и других продуктов.Король (обращается к Принцу): Ну ладно, все это дела государственные. Я хотел бы с тобой по душам поговорить. Слышал, что жениться собираешься? Принц: Да, есть такие мысли. Но вот только невесту никак не найду. Хотелось бы, чтобы и умна, и красива, да и здорова была. А то ведь я слышал, что у многих рыб в организме при операциях находят вредные вещества, вызывающие мутации потомства. Я бы не хотел видеть своего сына с тремя жабрами или двумя хвостами! (Смеется.)Король: Я думаю, что сегодня ты выберешь самую достойную и здоровую невесту. Пойдем к гостям. Сейчас должны прибыть Русалочки.Сказочница: А вам, дорогие слушатели, наверное, не терпится увидеть морских красавиц. Я уже слышу, как они рассекают бескрайние просторы моря, а волны с рокотом обрушиваются на скалы.Действие IVСредиземноморская красавица и ее попутчикиСказочница: А вот и первая гостья – Средиземноморская красавица. Она живет в Тирренском и Эгейском морях.Под греческую (итальянскую) музыку в танце появляется Средиземноморская красавица.Средиземноморская красавица: Добрый день, владыка Голубой лагуны!Король: День добрый, красавица! Хотел бы я узнать о состоянии здоровья твоего отца – властителя Посейдона, владельца жемчужины океана – Средиземного моря.Средиземноморская красавица: Здоровье отца сильно пошатнулось. Совсем зачах. Нет сил для самовосстановления.Король: В чем причина хвори?Под ритмичную музыку появляются Сточные воды и Бытовые отходы.Король: Что за непрошеные гости? Кто? Откуда? И зачем?Сточные воды 1: Позвольте представиться!Сточные воды 2: Сточные воды! (Шаг вперед, реверанс.)Бытовые отходы 1-2: Бытовые отходы! (Шаг вперед.)Бытовые отходы 2: Да вы не переживайте, наша команда в неполном составе.Король: Вас сюда не приглашали.Средиземноморская красавица: Позвольте объяснить. Эти вредные дамы уже давно обосновались в подводном царстве моего отца. Они-то и являются причиной его хвори. От них невозможно отмыться, чешуя моя поблекла, волосы спутались! Они повсюду меня сопровождают. Средиземное море сегодня самое грязное море в мире! (Плачет.)Принц: Милая Русалочка, не расстраивайтесь. Я вам помогу. Но вначале я хотел бы узнать, на каком основании эти вредные дамы поселились в ваших морях и прибыли сюда?Сточные воды 1: Молодой, красивый, да еще и зеленый! Между прочим, мы в Средиземноморье – районе древней цивилизации и культуры – основали свой университет, где обучаем вновь прибывших, как быстрее и лучше навредить морским жителям.Король: И много вас там таких?Все: О да!Бытовые отходы 1: Например, у побережья курорта мировой известности Ривьеры на 1 км2 побережья сбрасывается около 300 тонн неочищенных сточных вод. Сточные воды 2: А на 1 км2 Средиземного моря приходится 20 кг нефти!Сточные воды 1: В воды Адриатического моря сбрасывается около 64% промышленных и 50% канализационных отходов Италии.Король: К чему же это приводит? Бытовые отходы 2: В Венеции изымаются уловы тунца из-за высокого содержания ртути. (Королю становится плохо.) Бытовые отходы 1: На побережье Эмили – Романеи мутационное размножение водорослей, которые забирают из воды кислород, приводит к гибели рыбы.Действие VРусалочка-северяночка и злодеиСказочница: Дорогой Принц, обратите внимание! Прибыла Русалочка-северяночка. Она будущая владелица Северного, Ирландского и Баренцева морей.Выход Русалочки под музыку народов севера.Король: День добрый, душа моя!Русалочка-северяночка: Добрый день, но не для меня… ( Плачет.)Король: Что случилось?Русалочка-северяночка: Меня преследуют злодеи!Принц: Кто они?Русалочка-северяночка: Радиоактивные отходы.Принц: Я их уничтожу!Появление героев-злодеев под ультрасовременную музыку с танцем в таком же стиле.Принц: Я вас уничтожу!Радиоактивные отходы 1: Это в условиях-то севера?! (Толкает Принца.) Да и вообще практически невозможно!Радиоактивные отходы 2: У нас большой период распада. Мы долго-долго-долгожители.Принц: Неужели так велика ваша сила?Все: О да!Радиоактивные отходы 3: Мы действуем постепенно!Радиоактивные отходы 4: Растения и биологические объекты накапливают в себе радиоактивные вещества и передают другим организмам по цепи питания. Животные, зараженные радиоактивными веществами, переносят их на большие расстояния от источника излучения.Радиоактивные отходы 1: В начале этого века было сообщение о гибели десятков тысяч морских тюленей. Этому предшествовал взрыв роста одноклеточной золотистой водоросли. Водоросль поглощала кислород и уничтожала источники питания тюленей и рыб: планктон, моллюсков, ракообразных и других.Радиоактивные отходы 2: Основная причина вспышки мутаций – влияние ядовитых химикатов.Радиоактивные отходы 3: В 1990 году в результате сброса ядовитых веществ в Белое море на побережье были выброшены погибшие и погибающие морские обитатели – около 1 млн морских звезд, 8 тысяч крабов и примерно 9 тысяч мидий. Радиоактивные отходы 4: Основные источники заражения – контейнеры с зараженными веществами, разрушаемые агрессивной океанической средой. Так, в Ирландском море радиацией были заражены планктон, водоросли, рыба и все живое в воде.Радиоактивные отходы 1: Напоминаю! Это произошло по причине захоронения контейнеров с радиоактивными отходами.Сказочница: Так долго разговаривал Принц с непрошеными гостями. А за дверями подводного замка стоит еще одно прелестнейшее создание и ждет своего объявления. Персидская царевна!Действие VIПерсидская царевна и НефтьПод восточную музыку появляется Персидская царевна.Король: Добрый день, моя дорогая!Персидская царевна: День добрый, владыка, гости!Король: О, как вы загорели в своем Персидском заливе!Персидская царевна: Я скажу вам, что вы не угадали. Это не загар, а Нефть! А вот и она собственной персоной!Выход под современную музыку Нефти и ее дочерей.Принц: Мне кажется, мы не знакомы?Нефть: Нет, не знакомы. Но вы, видимо, и есть тот Принц, за которого жаждут выйти замуж все Русалки. Я бы на их месте не спешила. Пока ты молода, поезди, посмотри океан. Вот я побывала везде! И дети мои неплохо устроились. Куда бы я ни поехала, они меня везде ждут! Принц: Позвольте, у вас нет мужа, откуда дети?Нефть: О, отцов у них много: это пассажирские суда, танкеры-нефтевозы, буровые платформы и другие. Источников происхождения у них много. Сейчас дети сами расскажут, как они появились на свет.Дочь Нефти старшая: Вот моим родоначальником является океаническое судоходство. Авария одного танкера поставляет более 200 тыс. тонн нефти и покрывает нефтяной пленкой более 1000 км2. Местами рождения моих братьев и сестер являются берег Франции, Персидский залив, побережье Калифорнии, Северное море. Дочь Нефти младшая: Но самым любимым домом мы считаем Персидский залив. В 1991 году был нанесен непоправимый ущерб морским акваториям в результате военного конфликта, когда правительство Ирака сознательно пошло на сброс в воду около 1 тыс. тонн сырой нефти. Разлив нефти продолжался около 4-5 суток. Персидская царевна: Это привело не только к гибели уникальных нерестилищ, но и к исчезновению ценных пород рыб, а также рыбоядных птиц, занесенных в Красную книгу.Дочь Нефти старшая: Серьезно осложнился вопрос о добыче питьевой воды. Разлив 1 литра нефти делает непригодным для опреснения 1 млн литров воды.Персидская царевна: Персидский залив – место зимовки многих перелетных птиц из Восточной Европы, Западной и Восточной Сибири. Чаще всего они погибают именно в этом месте.Дочь Нефти младшая: Это еще не все, дорогой Принц! Нефтяное пятно в заливе представляет угрозу для атмосферы. При сгорании нефти в атмосферу попадает более 1 млн тонн вредных веществ, в том числе и аэрозолей. Дочь Нефти старшая: Они создают дымовые завесы, а потом над этими территориями идут черные дожди, так случалось в Иране, Ираке, Саудовской Аравии. А там, где не было осадков, выпадало огромное количество сажи. В связи с этим в зонах загрязнения повысилось количество онкологических заболеваний.Принц: Каких-каких заболеваний?Все: Онкологических, то есть заболеваний раком!Принц: Все ясно – и та красавица больна.Сказочница: Принц озадачен выбором невесты?Принц: О да! Наверное, придется остаться холостым.Сказочница: Мне кажется, вы о ком-то позабыли.Принц: Я с кем-то не знаком?Сказочница: Да, это жительница здешних мест – дочь Короля Голубой лагуны.Принц: Но ведь это же самое чистое место в Мировом океане! Наверное, мне повезло.Сказочница: Я бы на вашем месте не была так уверена.Действие VIIВстреча Русалочки и ПринцаПод нежную мелодию появляется Русалочка.Русалочка: Здравствуйте, Принц! Как вам приглянулись наши места?Принц: Я бы никогда не уезжал из этого рая!Сказочница: Так долго разговаривал Принц с Русалочкой. Он заглядывал ей в глаза, ему нравилось гладить ее волосы, голос был нежным и бархатным.От счастья у него кружилась голова. Всем было ясно – Принц влюбился! Немного времени спустя Принц предложил Русалочке руку и сердце. Но у Русалочки были свои мысли на этот счет.Русалочка: Милый Принц, вы мне очень симпатичны, но я не могу вам сразу ответить, смогу ли я выйти за вас замуж. Я должна спросить у отца.Сказочница: Выслушав свою дочь, морской владыка сказал…Король: Я очень уважаю Принца и его семью и хочу, чтобы моя дочь была всегда здорова, а за морских жителей я был абсолютно спокоен. Найди пути решения экологических проблем океана.Сказочница: И тогда Принц начал просить совета у жителей подводного царства, но все жители пожимали плечами. Русалочка дала ему совет.Русалочка: Принц! Обратись к тому, кто приводит к нам этих незваных гостей: Нефть, Сточные воды, Бытовые отходы, Радиоизотопы. Обратись к первопричине наших бедствий – к человеку.Сказочница: Так и сделал Принц. Встретил он одного школьника. Рассказал ему о своей проблеме. Ответил ему мальчик.Школьник: Ты знаешь, мы в школе на уроках рассматривали вопросы, что нужно делать, чтобы не загрязнять воду.Во-первых, на фабриках, заводах нужно ставить очистные сооружения и применять различные системы очистки: биологическую, химическую, термическую.Во-вторых, предприятия должны применять новые технологии, называемые безотходными.В-третьих, чтобы это все сработало, нужны и административные меры, например система штрафов.А вообще, парень, я тебе скажу, человек в душе должен осознать эту проблему – проблему водных и биологических ресурсов Мирового океана. И действовать он должен осознанно. Принц: Спасибо тебе, школьник! Желаю в школе получать одни пятерки! Школьник: Пока!Действие VIIIПрирода щедра только к щедрому и добра только к доброму!(Финал)Русалочка: О, Принц, вы уже вернулись?Принц: Да, и сейчас же обо всем доложу вашему отцу.Сказочница: Так вскоре Русалочка вышла замуж.Звучит торжественная музыка. Главные герои изображают процесс свадебной церемонии.Сказочница: После пышной свадьбы Принц занялся научной работой в области экологии океана и пришел к такому выводу.Принц: Человек и среда его обитания – неразрывные составные части жизни на Земле. Человек обладает столь огромной властью, что только он может решить проблемы состояния окружающей среды на благо цивилизации.Сказочница: Хотелось бы верить, что когда-нибудь человек создаст вокруг себя необыкновенно красивое море Красоты! Природа щедра только к щедрому и добра только к доброму!Все герои: Будем по-доброму относиться к природе!Звучит финальная песня «Море Красоты». Под мелодию исполняют танцевальную композицию все герои спектакля. На проигрыше Сказочница объявляет главных героев и имена их исполнителей. Они выходят с поклоном. Моя мечта учителя – дать возможность раскрыться каждому ученику. Приблизить ее мне помогает мой театральный клуб. Я всегда стремлюсь помочь как можно большему числу моих воспитанников обрести возможность хотя бы частично реализовать свой творческий потенциал, приобщиться к духовной культуре. Сделать свою жизнь полной, интересной, а значит, счастливой. Для этого, право же, не стоит жалеть труда и сил.Два мира есть у человека -Один, который нас творил.Другой, который мы от векаТворим по мере наших сил.Дадим возможность каждому ученику сотворить самому свое будущее! Список использованной литературыАствацатуров А.Е., Яцухин Ю.А. Вода в мире человека. Ростов-на-Дону, 1992 год.Кукушин В.С. Экология человека. Ростов-на-Дону. Логос, 1994 год.Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. М : ВАКО. 2008 год.Хухлаева О.В. Тропинка к своему «я». М : ГЕНЕЗИС. 2008 год.Экологический вестник Дона. Ростов-на-Дону, 2010 год.Татьяна МИХАЙЛЮК, учитель географии орловской средней школы №1 Ростовской области, победитель XV Всероссийского конкурса «Сто друзей»
Комментарии