У двух профсоюзных организаций Пермского государственного педагогического университета есть своя специфика, ведь этот вуз готовит кадры для школы. В числе задач, которые ставит перед собой краевой профсоюз, – научить учителя и директора, как исполнителя государственного заказа по подготовке ученика, выдвигать свои условия, при которых можно этот заказ выполнить качественно. Конечно, лучше начинать это делать, как говорится, с младых ногтей – со студенческой скамьи. И здесь открывается огромное поле деятельности для первичных профсоюзных организаций ПГПУ. Об их успешной работе говорит хотя бы тот факт, что обе организации в процентном отношении растут, а профорганизация сотрудников даже увеличила свою численность. Ректор Пермского государственного педагогического университета Андрей КОЛЕСНИКОВ около десяти лет был членом президиума отраслевого крайкома и имеет свой взгляд на роль профсоюза в системе образования.
– Андрей Константинович, опыт профсоюзной деятельности помогает вам сегодня при работе в статусе ректора?
– Опыт сложно разделить на профсоюзный, научный, административный… Все сливается воедино и определяет образ мыслей человека. Но в те годы, когда я был членом президиума краевого комитета профсоюза, это была своеобразная дискуссионная площадка, где обсуждались самые разные вопросы, и его позиция явно отличалась от позиции администрации, научного сообщества. Наш отраслевой профсоюз, на мой взгляд, всегда отличался и продолжает отличаться тем, что может посадить за стол переговоров достаточно разумных людей. И это приносит свои плоды.
– Как вы оцениваете работу двух профсоюзных организаций своего вуза?
– Меняется жизнь, и меняется роль профсоюзной организации, ее возможности. Есть целые направления, которые отданы профсоюзу. Допустим, это работа с ветеранами – мы считаем заботу о них нашим долгом, различные системы социальных поддержек: отдых, лечение. Также профсоюз занимается просветительской деятельностью, помогая сотрудникам осваивать новые правила и законы. Мне, как ректору, это очень помогает. Очень важно, что наши профлидеры и активисты находят время и говорят с людьми, запутавшимися в различных нововведениях.
Но наш профсоюзный комитет – это не собес при администрации. У нас есть коллективный договор, его заключение проходит в дискуссиях, и это споры не из разряда «Позвольте вам не позволить». Дискуссии касались нагрузки преподавателей, перехода на новую систему оплаты труда с 1 декабря 2008 года. Самое страшное, если сотрудники получают даже несколько больше, чем раньше, но не понимают почему. То есть человек должен понимать, что с ним происходит и что он может сделать, чтобы жилось лучше. И эта разъяснительная работа, личное общение с сотрудниками – важная задача профсоюза.
Понятно, что и возможности первичной организации, и возможности вуза ограничены. Мы не можем устроить «поле чудес» для всех. Моя задача в этой связи – предоставить возможность дополнительного заработка под крышей университета для активных сотрудников. Это наука, дополнительное образование для населения, различные гранты и конкурсы. Мне было важно переломить потребительское отношение к администрации. Мы действительно должны создать комфортные условия для учебы и работы в университете, показать, какие механизмы принесла современная эпоха, и научить активно ими пользоваться. Иногда легче заработать, чем ходить и просить. Для меня изменение мышления профсоюзных лидеров и сближение наших позиций – важный итог последних лет сотрудничества.
В ближайшие годы, по моему мнению, роль профсоюза будет только возрастать. Это связано с тем, что в системе образования видны некие симптомы кризиса управления. Вспомните, как вводились новые системы оплаты труда, – ощущение, что все происходило в состоянии войны, без размеренной предварительной подготовки. Правила поступления в вузы на 2009 год появились в конце января, они были чудовищными и до начала приемной кампании еще несколько раз менялись. Такого не было никогда! Сейчас открылись курсы для подготовки к поступлению в вузы, но никто толком не знает, какие правила приема будут в 2010 году. Мы не можем ответить на эти вопросы. Мы два года вводим стандарты третьего поколения, но где они?
Фактически у нас не осталось никакой трибуны, чтобы говорить об этом, кроме профсоюзной. Даже съезд ректоров, где шли дискуссии, менявшие курс реформ, превратился в собрание людей с разными интересами – у всех категорий вузов свои корпоративные интересы. Поэтому остается только профсоюз, потому что профсоюзы имеют выход к руководству страны, и они демократичны по своей сути.
– Какие задачи, кроме перечисленных, на ваш взгляд, должны решать профсоюзные организации вуза в ближайшие пять лет?
– Председатель первичной организации сотрудников Татьяна Евгеньевна Ембулаева, бывший доцент филологического факультета, на отчетно-выборной конференции 22 октября была переизбрана на третий срок. 27 октября прошла конференция первичной профсоюзной организации студентов, на ней вновь избрана на пост председателя Ирина Колесова. Мы научились вместе работать. И в будущем должны не воспитывать какие-то иждивенческие настроения, а транслировать идеологию новой жизни, когда можно зарабатывать на своем рабочем месте. Мне кажется, что мы постепенно достигли понимания. Я доволен и уровнем наших дискуссий, и уровнем наших решений. В университете сохраняется спокойная, рабочая атмосфера. А для меня самое важное, чтобы люди работали и получали от этого удовлетворение.
Если говорить о новаторстве, то наша студенческая организация предложила новый проект, который вполне заслуживает внимания. У нас на историческом факультете есть специальность «педагогическая юриспруденция». Студенческий профком предложил краевой организации профсоюза, по сути, создать внештатную инспекцию из студентов, которые получают юридическое образование. В перспективе эти студенты будут закреплены за районами Пермского края и станут проходить там практику в качестве внештатного правового инспектора районной организации профсоюза.
Комментарии