Цели:
1. Раскрыть принципы и истоки парламентаризма в России.
2. Проанализировать, используя сравнительный метод, деятельность Государственной Думы дооктябрьского периода и современной Государственной Думы.
3. Обратить внимание учащихся на актуальность данной темы в наши дни, показав деятельность пятой и шестой Госдумы (решение земельного вопроса).
4. Способствовать формированию у учащихся навыков анализа первоисточника, умение участвовать в дискуссии.
5. Способствовать формированию личности будущего избирателя.
Эпиграфы:
“Человек – существо политическое”. АРИСТОТЕЛЬ
“Ни один человек не может быть достоин права править другим человеком без его согласия”. А.ЛИНКОЛЬН
“Легче составлять законы, чем исполнять их”. Б.НАПОЛЕОН
Основные понятия: парламент, парламентаризм, Государственная Дума, демократические выборы, избирательное право, аграрный вопрос.
Оборудование:
Таблица “Российский парламент”.
Схема “Избирательное право в России”.
Схема “Как принимается закон”.
Стенд “Сегодня на уроке” (понятие).
Мотивация урока.
Преподаватель истории: Сегодня мы с вами проводим необычный урок. Урок ведут два преподавателя: истории и основ правоведения. Обратите внимание на тему урока. О чем мы должны сегодня говорить? Есть ли отличие в словах парламент и парламентаризм (работаем по словарю).
Парламент – это представительный орган власти.
Парламентаризм – система понятий и взаимоотношений, подразумевающих сотрудничество, компромисс, взаимоуважение к чужому мнению.
Его принципы:
1. Разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную.
2. Многопартийность.
3. Защита прав человека.
4. Наличие конституции в стране.
При какой форме правления может быть парламент? (Монархия, республика).
Назовите, какие государства в начале XX века были конституционными монархиями (Англия, Германия, Япония).
Какая форма правления в конце XIX века оставалась в России (абсолютная монархия).
В программах каких политических партий в конце XIX начале XX в. заложена идея конституционного правления? Возможен ли был такой вариант? (Идет дискуссия).
11 декабря 1905 года после долгих споров Николай II подписал проект Витте о выборах в Государственную Думу.
Первый ли был это проект? (Нет).
Булыгинская Дума, апрель 1905 г.
Законосовещательный орган.
Не имели избирательное право женщины, военнослужащие, учащиеся, полностью не имели рабочий класс.
Государственная Дума (по Манифесту) 17 октября.
Законодательный орган.
Имели избирательное право рабочий класс
Чем отличается Булыгинская Дума от Госдумы по Манифесту 17 октября.
Почему после проекта Булыгинской Думы революция шла по восходящей линии, а после Манифеста 17 октября шла на убыль? (Дума была законосовещательной, не имели избирательных прав рабочие, по Манифесту).
Дума должна быть законодательной, рабочие получили избирательное право.
Слово “дума” пошло от названия “Боярская дума” – в древнерусском государстве был Совет при князе. Он состоял из членов старшей дружины и приближенных к князю. Боярская дума просуществовала вплоть до правления Петра I как законосовещательный орган.
Преподаватель истории: Нам надо выяснить, как работала I Государственная Дума, ее роль в истории России. Каким было избирательное право? Мы будем с вами сравнивать с современными выборами, с работой современной Государственной Думы.
Преподаватель права: Составим в тетрадях сравнительную таблицу современного избирательного права и избирательного права в России в начале XX в.
Современное избирательное право:
выборы всеобщие; равные; тайное голосование; прямые; периодические (через 4 года)
Избирательное право по Манифесту 17 октября: выборы невсеобщие; неравные; не при тайном голосовании; непрямые.
Далее идет работа учащихся с текстом Конституции РФ от 12.12.93 г. и Закона РФ “Об основных гарантиях избирательных прав граждан” (ст.3).
1. Кто имеет право избирать и быть избранным? (Примечание: учащиеся в тетради составляют сравнительную таблицу).
Ст. 32 Конституции РФ: “Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах” (всенародном голосовании).
2. С какого возраста можно принимать участие в выборах?
С 18 лет – в органы местного самоуправления.
С 21 года можно стать депутатом Госдумы (ст. 97 Конституции РФ).
С 35 лет можно стать Президентом РФ. Президентом может быть гражданин РФ, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет (ст.81 Конституции РФ).
То есть эти выборы являются всеобщими, равными.
3. Кто не имеет права избирать и быть избранным?
Ст. 32 (ч.3): “Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда”. Также не имеют права избирать и быть избранными лица, не имеющие российского гражданства.
4. Надо ли ходить на выборы и голосовать?
В ст. 3. Закона “Об основных гарантиях избирательных прав граждан” сказано: “Участие граждан в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или не участию в выборах, а также на его свободное волеизъявление”.
Учитель подводит учащихся к выводу, что участие в выборах – это главный момент демократии.
Во время выборов к власти должны прийти достойные, ответственные, честные люди, тогда мы сможем быть спокойными за наши интересы.
Надо обязательно принимать участие в выборах, ибо к власти могут прийти недостойные люди.
5. Далее каждый гражданин РФ, достигший 18 лет, имеет право одного голоса (равное).
6. Он должен лично явиться на избирательный участок и проголосовать.
7. Голосование тайное. Почему?
8. Выборы в РФ – периодические.
Например, депутаты ГД работают 4 года, потом мы их переизбираем. Президент РФ работает 4 года по два срока, если его выберут.
Примечание: далее преподаватель права обращает внимание учащихся на таблицу “Избирательное право в России”.
Избирательное право в современной России
Кандидатов выдвигают избирательные объединения (партии, союзы, движения), избиратели по месту работы.
В Государственную Думу избираются 450 депутатов. 225 – по федеральным спискам избирательных объединений.
Кандидат в президенты должен быть старше 35 лет. Он должен прожить в России больше 10 лет. Президент избирается сроком на 4 года.
Далее проводится сравнительный анализ с избирательным правом России в начале XX века. Императору подчиняется парламент, состоящий из Государственного совета и Государственной Думы. В Госсовет половина членов назначается, другая половина избирается. В Госдуму выборы были многоступенчатые по четырем неравным куриям. Она представляла собой законосовещательное учреждение. Рассматривала законопроекты, которые обсуждались в Госсовете и утверждались царем.
Выборы по Манифесту 17 октября
Были неравными (плакат)
Все население России делилось на 4 избирательные курии.
1. Землевладельческую.
2. Городскую.
3. Крестьянскую.
4. Рабочую.
Каждое сословие имело свои нормы представительства:
Помещики – 1 деп. от 2 тыс.чел.
Буржуазия – 1 деп. от 7 тыс.чел.
Крестьяне – 1 деп. от 30 тыс.чел.
Рабочие – 1 деп. от 90 тыс.чел.
1 голос помещика = 3 голосам буржуазии.
15 голосов крестьян = 45 голосам рабочих.
Не были всеобщими – в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства.
Не были прямыми.
Для крестьян – четырехстепенные.
Для рабочих – трехстепенные.
Для буржуазии и помещиков – двухстепенные.
Не были тайными – выборы депутатов проходили на собраниях выборщиков.
Гос. Дума избиралась на 5 лет.
Зачитать отрывок из книги М.Суетнова “Мужики”.
Преподаватель истории подводит учеников к обобщению.
1) Выборы в отличие от современных не были всеобщими, прямыми, тайными.
2) Гос. Дума избиралась на 5 лет, современная – на 4 года.
3) Сколько всего ГД было в истории нашего государства? (6).
Несмотря на все недостатки, это было великим завоеванием России.
Преподаватель права: Что собой представляет парламент России? А какова история его возникновения в Европе?
Парламент
Историческая справка
В 1265 г. в Англии Симон до Монфор созвал первое в истории средневековой Европы представительное собрание (парламент – французское слово, означает “говорить”), где были делегаты от сословий.
Затем по сословному принципу формировались Генеральные штаты во Франции (1302 г.) и Земские соборы в России.
Вышеперечисленные органы были выборными парламентами, куда выбирались представители ведущих сословий: духовенство, дворянство, городская верхушка.
В России все сословия были бесправными, т.к. Иван IV Грозный называл всех своих подданных холопами – от родовитых князей до последних мужиков.
Последний Земский собор состоялся в 1653 г., а Английский парламент существует более семисот лет.
Но постепенно в средневековом обществе происходит глубокое изменение, третье сословие заявляет о своих правах. Начинается процесс демократии нового времени.
Преподаватель права.
Что такое парламент.
Существует хорошая пословица: “Ум хорошо, а два – лучше”. Если одному не под силу решить проблему, то вдвоем это сделать лучше.
И в политике эта пословица действует недаром, даже великие правители окружали себя советниками (в древнерусском государстве Боярская дума – совещание князей с боярами. Она не имела постоянного состава, созывалась по мере необходимости).
Затем появились Земские соборы – совещательные органы при верховной власти.
В современной России
Есть парламент – это законодательный и представительный орган (обратимся к ст. 94 Конституции РФ и таблице “Российский парламент”).
Наш парламент называется Федеральное Собрание.
Федеральное Собрание рассматривает и одобряет законы, по которым должны жить страна и все ее граждане.
“Представительный” – потому что в нем представлены все граждане России.
Управление в России в первой половине XIX века
Император возглавлял: Синод, Сенат, Государственный совет, Комитет министров, Императорскую канцелярию.
После 1905 года появилась Госдума, тем не менее власть царя по-прежнему оставалась абсолютной.
Стремясь создать противовес Думе, император реорганизовал Госсовет, наделив его также законодательными функциями.
Как принимается современный закон? Стадии его принятия. Все начинается с законодательной инициативы, которой обладают депутаты, президент, губернаторы, мэры городов, общественные объединения, партии и т.д. Затем законопроект обсуждается в Госдуме, получает одобрение в Совете Федерации, принимается или отвергается Президентом РФ, вступает в силу после опубликования в “Российской газете”.
В царской России законопроект сначала утверждался Думой, затем Госсоветом и поступал на подпись к царю.
Итак, император сохранял всю полноту власти. Несмотря на значительные ограничения Думы, это был огромный шаг вперед в деле превращения монархии самодержавной в монархию ограниченную, конституционную.
В 1906 году Россия стояла на распутье. Была реальная возможность по трем направлениям, дальнейшее развитие революции, наступление контрреволюции. Была возможность избежать кровопролития. Были проведены выборы в Думу. Открытие Государственной Думы проходило в торжественной обстановке (отрывок из воспоминаний журналиста-искусствоведа Л.Д.Любимова. На чужбине он описывает открытие I Государственной Думы, состоявшееся 27 апреля 1906 г. В каких суждениях автора выражено его отношение к происходящему? Почему в работе двух Государственных Дум главным вопросом был аграрный? (Идет дискуссия).
Примечание. Преподаватель истории подводит подростков к мысли, что аграрный вопрос был и остается главным и в современной России.
Преподаватель права: 20 сентября 2001 г. шестая Государственная Дума приняла Земельный кодекс РФ.
Цель его создания:
1. Создание фермерских хозяйств.
2. Государство устанавливает передачу права собственности на земельные участки, их приватизацию и объектов недвижимости.
3. Кто хочет иметь землю, нужно получить долгосрочную аренду с последующим выкупом.
4. Не допустить спекуляции землей: если человек купил землю, на следующий день продал подороже, то разница идет в пользу государства.
5. Если купил землю и не использовал ее – плати налог.
6. Можно купить землю для строительства и т.д.
Примечание: преподаватель права подводит учеников к выводу: важным вопросом для русских людей всегда была земля. Нужно закрепить ее за фермерами, чтобы они знали, что это их уголок, их собственность. Потом в наследство передадут своим детям, внукам. Для детей она будет родиной, русские люди не будут чиновниками на земле, они будут хозяевами на ней. Будут кормить себя и даже других, как фермеры Канады.
Тесты
1. Расположите в правильной последовательности понятия: картель, трест, синдикат, концерн.
2. Каким органом власти был Государственный совет в начале XX века:
А) законодательным;
Б) законосовещательным;
В) правительствующим.
3. Какой центральный вопрос обсуждался I Государственной Думой:
А) аграрный;
Б) изменение политического строя страны;
В) введение российской конституции;
Г) национальный.
4. После создания Государственной Думы законы утверждались:
А) Государственной Думой;
Б) Государственной Думой, Государственным советом и царем;
В) только царем.
5. П.Н.Милюков являлся лидером партии:
А) союз 17 октября;
Б) кадеты;
В) трудовики.
6. Какая партия в своей программе провозглашала социализацию земли:
А) эсеры;
Б) октябристы;
В) кадеты.
7. Выборные органы местного самоуправления в России после 1861 г., ведающие просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т.д.:
А) советы;
Б) уезды;
В) земства.
8. По Манифесту 17 октября 1905 г. было обещано:
А) созвать законодательную Государственную Думу;
Б) принять Конституцию России;
В) передать всю помещичью землю крестьянам.
9. Какая из партий программной целью провозгласила конституционную монархию:
А) эсеры;
Б) кадеты;
В) социал-демократы.
10. Кто получил наибольшее число мест в I Государственной Думе:
А) трудовики;
Б) октябристы;
В) кадеты.
11. Кто был председателем партии кадетов:
А) А.И.Гучков;
Б) П.Н.Милюков;
В) М.И.Алтухов.
Преподаватель правовых дисциплин подводит итоги.
Лидия ЗАДУНАЕВА,
преподаватель истории,
Галина ДОВГАЛЬ,
преподаватель правовых дисциплин горно-технического техникума
Кемерово
Комментарии