В Воронежском агроуниверситете нашли способ защиты абитуриента от недобросовестных “гарантов”
Термин репетитор “с гарантией” в повседневную нашу жизнь вошел сравнительно недавно, во всяком случае позже, чем просто репетитор. Эту самую гарантию поступления, как правило, обещают люди, приближенные или входящие в состав приемной комиссии, хотя считается, что как раз им-то заниматься репетиторством ну никак нельзя. Разумеется, ректоры с коррупцией борются. В меру сил, возможностей и желания. А также полагают, что как социальное явление коррупция в вузах отомрет не раньше 2006 года, когда на 456 тысяч мест будет 380 тысяч выпускников школ. Но это все в будущем. А как бороться со взятками сегодня?
Оказывается, найти выход можно, о чем мне и рассказали ректор Воронежского аграрного университета Владимир Шевченко и руководитель университетского центра довузовской подготовки Петр Калюгин.
Центр, который возглавляет Петр Борисович, существует в агроуниверситете уже четвертый год. Создавался он на базе обычных подготовительных курсов, а одна из причин его появления – стремление вузовского руководства легализовать и направить в нормальное, контролируемое русло работу тогда еще подпольных репетиторов. Защитив тем самым будущих абитуриентов от недобросовестных “гарантов” и лишив последних возможности нечестно наживаться. Ну какой родитель станет доверять свои деньги и будущее собственного ребенка какому-то там дяде, рискуя быть втянутым в судебное разбирательство, если есть возможность в открытую отдать ту же сумму самому вузу и при этом знать наверняка, что, если ребенок не поступит, деньги вернут? Таков принцип работы центра, а организована она следующим образом. С родителями одиннадцатиклассников, желающих стать студентами университета, заключаются договоры: мамы и папы вносят деньги, а вуз с октября начинает подготовительные занятия. В конце учебного года, с 17 июня по 15 июля, абитуриенты проходят интенсивную подготовку, а потом сдают вступительные экзамены. Происходит это еще до общего набора, то есть выпускники центра участвуют в собственном конкурсе, и для них вуз выделяет 50 процентов мест от плана приема. Программа и форма вступительных экзаменов такие же, как и на общих испытаниях. А главное вот в чем: если абитуриент все сдает успешно, он зачисляется в вуз на бюджетное место и далее учится бесплатно, а родителям возвращают 90 процентов от внесенной в октябре суммы. Если экзамены сданы так себе (иными словами, абитуриент провалился), 90 процентов родителям все равно возвращают, а юный неудачник может испытать себя еще раз на общем конкурсе. Поступил – твое счастье, никто с тебя больше никаких денег не возьмет. А если не прошел и на этот раз? Для таких случаев предусмотрено еще одно решение: деньги могут быть перезачтены в счет учебы на контрактной основе.
Например, семь тысяч – стоимость года учебы на землеустроительном факультете, а довузовская подготовка на нем обходится в 14 тысяч. То есть если абитуриент проваливается на общих экзаменах, но все равно решает учиться дальше – считай, почти за два курса уже заплачено. На экономическом год учебы – 11200 рублей, а подготовка – 30 тысяч. Если поступающий сдает успешно, родители получают назад, если я не ошибаюсь, 27 тысяч, а ребенок продолжает учиться дальше бесплатно. В принципе три тысячи за год подготовки – это немного. Проблема в том, как собрать заранее все тридцать. Нет у родителей такой возможности – поступающий идет по общему конкурсу без всякой подготовки или можно заплатить меньшую сумму за месячные интенсивные курсы, те, что перед самыми экзаменами.
Большая часть студентов агроуниверситета – сельские парни и девчата. Поэтому вуз заключил договоры уже с семнадцатью школами из районов Воронежской и Липецкой областей. Центр довузовской подготовки работает прямо на местах: четыре раза в год на несколько дней преподаватели выезжают в райцентры, ведут занятия, консультируют, потом принимают совмещенные экзамены. При этом на каждом факультете ежегодно выделяется одно квотное бесплатное место для способных и одаренных. В Липецкой области руководители хозяйств сами поняли, насколько им необходимы хорошие специалисты-сельхозники, и довузовскую подготовку своих будущих работников оплачивает хозяйство, а не родители. Разумеется, при этом заключается договор не только с вузом, но и с самим студентом – отучившись, он должен вернуться на родину и, говоря высоким слогом, возрождать там сельскую экономику. Так действуют руководители Грязинского и Становлянского районов Липецкой области. Согласитесь, пример, достойный подражания.
Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж
От редакции
Как это ни прискорбно, взяточничество в высшей школе – явление массовое. А уголовных дел, связанных с вымогательством и коррупцией, не так много. Парадокс вполне объясним. По мнению Михаила Ромина, члена Московской городской коллегии адвокатов, чрезвычайно низкое количество доказанных преступлений связано с повышенной латентностью, т.е. скрытостью. Дело осложняется и несовершенными статьями Уголовного кодекса. К ответственности за получение взятки можно привлечь только преподавателя, являющегося должностным лицом. А таковым он считается только в случае обладания организационно-распорядительными функциями. Как, например, члены квалификационных или экзаменационных комиссий. К обычному преподавателю-взяточнику судьям подступиться сложно.
Непросто решается на практике и вопрос о разнице между взяткой и подарком. Юристы утверждают, что в соответствии со ст. 575 Гражданского кодекса РФ дарение чего-либо госслужащим не допускается, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 5 установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Однако взятка от подарка отличается не стоимостным выражением. Здесь важно уловить “направленность умысла дающего и принимающего”. Ведь целью сделки может быть подкуп или вознаграждение должностного лица за входящие в его компетенцию действия. Такое деяние считается дачей или принятием взятки. Однако направленность мыслей под лупой не рассмотришь. И наказать таких людей крайне сложно. Но как же тогда бороться со взятками? Вряд ли серьезным лекарством можно считать складывающуюся сегодня систему тестирования. Во-первых, сам этот процесс тоже может подвергнуться коррупции. Во-вторых, результаты тестирования учитываются некоторыми вузами только при вступительных экзаменах. А потому в другие периоды учебного процесса – сессии, зачеты – взяточничество будет спокойно процветать.
Ситуацию, возможно, изменит существенное повышение оплаты профессорско-преподавательского труда. Но готово ли к этому правительство? Обществу тоже стоит посмотреть на себя в зеркало: больная нравственность открыла широкую дорогу взяточничеству, радению “своим”, “позвоночному” принципу. Сможет ли общество отказаться от хитрых лазеек ради честной конкурсной борьбы на вступительных экзаменах? Вопросы почти риторические…
Надо отдать должное мужеству Министерства образования, которое недавно официально признало факт многочисленных нарушений конституционных прав граждан в высшей школе. Приказом министра Филиппова от 15.06.2000 года (# 1776) создана комиссия. Ее задачи – предупреждение и предотвращение явлений коррупции в образовательных учреждениях. В состав комиссии войдут представители Минобразования, Российского союза ректоров, Центрального комитета профсоюза работников народного образования и науки и др. Первый шаг уже сделан. Подготовлено и рассылается в органы управления образованием субъектов Федерации, советы ректоров высших учебных заведений и др. письмо от 14.06.2000 #22-06-689 “Об усилении контроля за исполнением законодательства в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования”. Письмо содержит не только констатацию всем известных фактов, но и предлагает руководителям вузов принять конкретные меры. Рекомендации министерства разумны и вполне выполнимы. Последуют ли им ректоры?
Ольга МАКСИМОВИЧ
Комментарии