Кажется, что она умеет все: петь, играть на арфе, сниматься в кино, изобретать новые костюмы, вести детские и взрослые телепередачи, организовывать свой бизнес и даже исцелять людей, пусть и с помощью фитнеса.
Она жила, училась, пела, любила в стольких городах и странах, что трудно назвать ее достоянием только российской или советской эстрады. Она начинала как джазовая певица, но в итоге состоялась во многих жанрах. И никогда не знаешь, что еще у нее в планах. Ведь недаром Борис Моисеев, не так давно ушедший от нас, называл ее «Леди Неожиданность». Она уже побывала участницей шоу «Легенды Ретро FM», но появляется в новых проектах, где много молодых и дерзких, изредка, но дает концерты, доказывая всем, что ее рано записывать в легенды, она еще покажет нам неизвестные грани своего таланта. Заслуженная артистка России Ирина Понаровская 12 марта отмечает свой юбилей.
Ирина Витальевна родилась в 1953 году в музыкальной ленинградской семье, что накладывало уже с рождения определенный отпечаток. Родители ее, пережившие войну, эвакуацию, но, несмотря ни на что, сохранившие любовь к музыке, передали ее детям на генетическом уровне. Детство в таких семьях, как правило, немного нестандартное. Ни тебе длинных прогулок с подружками, ни особой вариантности проведения семейного досуга, тем более что и один из старших братьев, Александр, тоже выбрал музыку (пианист, ныне преподаватель музыкального колледжа в США). Зато владение арфой и фортепьяно, а затем, с 15 лет, и занятия вокалом с преподавателем Линой Архангельской. Словом, жизнь разыгрывалась как по нотам, и в 1971 году Ирина стала студенткой Ленинградской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова.
Первым официальным местом работы еще в студенческие годы для Ирины Понаровской стал ВИА «Поющие гитары». Старшее поколение наверняка вспомнит песню «Неприметная красота». Вот там и звучит звонкий голос еще совсем юной Ирины. Исполняла она в рамках ВИА и некоторые другие песни. Также она исполнила партию Эвридики в самой первой рок-опере в СССР (автор Александр Журбин, режиссер Марк Розовский). Примерно в это же время начинается, можно сказать, международная слава певицы, которая, по сути, догнала ее даже раньше, чем в Советском Союзе. В 1975 году Ирина Понаровская стала участницей международного фестиваля в Дрездене (тогда еще в ГДР), исполнив песню Якова Дубравина «Люблю» на немецком. А спустя год в польском Сопоте против всех правил и форматов ей пришлось на бис исполнять сделавшую ее знаменитой песню Александра Журбина и Ильи Резника «Мольба». Люди не хотели отпускать ее со сцены. И это неудивительно. Понаровская и по сей день превращает каждую песню, даже самую простую, в драматическое действо. Оценили поляки и ее фотогеничность, печатали фотографии на обложках популярных журналов. Тем временем надо было сдавать выпускные экзамены в ЛГК, получить диплом пианистки, что и произошло в том же семьдесят шестом, после чего исполнительница переехала в Москву. Ведь ее уже ждало сотрудничество с джазменом Олегом Лундстремом. Он услышал ее выступление в Сопоте, не смог пройти мимо и пригласил солисткой в свой оркестр. Так в жизнь Ирины вошел джаз.
Но, как говорится, не джазом единым. 80‑е, а затем и 90‑е для Понаровской ознаменовались и ролями в кино («Он свое получит», «Музыка дождя», «Трест, который лопнул» и др.), и появлением в большом количестве популярных передач, перечислять которые в рамках этой статьи нет смысла. Достаточно назвать множественное лауреатство в фестивале «Песня года» и участие в «Утренней почте». В середине 80‑х клипмейкерство в нашей стране было не развито. Но на песню «Знаю, любил» (текст Джуны Давиташвили, той самой) было снято что-то вроде клипа, где артистка предстала образцом элегантности. (Джуна Давиташвили (1949-2015) – советская и российская писательница, президент общественной организации «Международная академия альтернативных наук», позиционировавшая себя как целитель и астролог. – Прим. ред.) Песни, которые Ирина представляла на сцене в 80-90‑е, были очень разными – от детской песенки «Мир без чудес» (1985) до драматической «Закройте занавес». Поставщиками репертуара тоже явились самые разные композиторы – Алексей Мажуков, Лора Квинт, Олег Кваша, Виктор Началов и др. Но это все умещалось в рамках лишь одного жанра – советская/российская эстрада, в котором Ирине было немного тесно.
Она всегда старалась и старается расширить существующие рамки своей деятельности в музыке и в жизни. В 1989 году Ирина Понаровская была членом жюри на конкурсе молодых исполнителей в Юрмале. Именно ее голос стал решающим, для того чтобы Гран-при тогда получил Сосо Павлиашвили. Они подружились, вели вместе вечер памяти певца Шандора, записывали дуэты. В 90‑х Ирина принимала участие в шоу Бориса Моисеева, записывала дуэт с Богданом Титомиром, становилась лицом известного итальянского бренда (чуть позже сама стала дизайнером одежды), вела телепроект «Фитнес-класс с Ириной Понаровской», записывала диски и давала сольные концерты.
Жизнь менялась, требовала чем-то жертвовать, что-то принять. Начало нового века сбросило многих с корабля современности, но исполнители такого уровня, как Ирина Понаровская, не должны становиться прошлым. И она удержалась. В 2011 году певица представила свою новую сольную программу. И хотя ее появления на большой сцене с тех пор стали редкостью, но каждый раз это как глоток свежего воздуха.
В жизни артистки Ирины Понаровской случались взлеты и падения. Она была замужем трижды, и пик ее популярности пришелся на брак с чернокожим актером Вейландом Роддом. Их общий сын Энтони тоже выбрал творчество. Он художник. Видимо, сказалась мамина способность создавать красивые вещи, украшения, всегда быть стильной и не расслабляться даже ведя, в общем-то, уединенный образ жизни. Несмотря на не столь давние проблемы со здоровьем (певица перенесла микроинсульт), Ирина Витальевна по-прежнему хорошо выглядит, стройна, полна жизненной энергии и считает, что свету ее звезды еще рано гаснуть окончательно. Пусть не гаснет и сияет как можно дольше. Творческий опыт должен вдохновлять молодых, а потому желаем здоровья и еще долгой дороги жизни. С юбилеем!
Комментарии