search
main
0

Лед тронулся, господа? Свыше 5000 студентов ссузов обучаются дистанционно

Лед тронулся, и дистанционное образование, когда можно получить профессию, не уезжая за сотни верст от родного дома, теперь не только прерогатива вузов. С принятием Программы развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования в 2000-2005 годах» начался эксперимент под названием – «Апробация и внедрение технологий дистанционного образования в системе СПО». Сегодня в нем участвуют более 5 тысяч студентов, свыше 60 ссузов 28 субъектов России. Кроме того, более 200 техникумов и колледжей активно сотрудничают с отечественными вузами – лидерами этой формы обучения – МЭСИ, МИМ «Линк», Томским государственным университетом.

Среднее профессиональное образование – особый уровень, славящийся своей практической ориентированностью, не мыслимой без проведения групповых практических занятий. Именно это в какой-то мере и ограничивает применение сетевых технологий ДО. Кроме того, у ссузов в отличие от вузов практически нет филиалов и представительств, а значит, организация дистанционного обучения должна быть принципиально другая по сравнению с высшими учебными заведениями. Необходимо принимать во внимание и недостаток компьютеров в ссузах, особенно провинциальных. Не стоит забывать и об уровне квалификации преподавателя СПО, многие из которых еще не готовы к использованию технологий ДО. Все это требует особого подхода к развитию дистанционного образования в ссузах.

Координатор программы – Управление среднего профтехобразования Министерства образования РФ, и потому с вопросами об эксперименте я обратилась к его начальнику Петру Анисимову.

– Петр Федорович, уже что сделано в этом направлении?

– Разработана и нормативно-методически оформлена модель организации учебного процесса с применением технологий дистанционного образования в отдельном учреждении. За счет перехода к современным интенсивным формам самостоятельного и группового обучения можно максимально сократить число очных занятий без ущерба для практической ориентации и качества, упростить аттестацию, перейти к гибкому планированию, а также эффективно использовать доступные образовательным учреждениям и студентам информационные технологии как дополнительные средства образовательной коммуникации. Такая организация не требует от ссуза обязательного наличия филиалов и представительств и в целом не предполагает каких-либо существенных изменений нормативной базы СПО. Сейчас с учетом требований и стандартов ОДО – открытого дистанционного образования – переработаны образовательные программы по трем наиболее востребованным специальностям группы 0600 «Экономика и управление» (сюда входит также «Экономика и бухгалтерский учет», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление»), созданы интегрированные мультидисциплинарные модульные комплексы. Инвариантная модель дистанционного образования – сочетание самостоятельной работы студента с интенсивными групповыми занятиями с тьютором – успешно практиковалась в техникумах и колледжах по заочной форме обучения, а особенно в сочетании заочной формы и экстерната. Некоторые колледжи – Волгоградский технологический, Барнаульский торгово-экономический – попробовали новые технологии и на очной форме обучения. За это время разработали пакет нормативно-методического обеспечения дистанционного обучения, куда входят примерные учебные планы для специальностей 0600, рекомендации по расчету педагогической нагрузки тьюторов и администраторов дистанционного обучения, методика расчета оценок.

– Создаются ли электронные учебники для ссузов?

– Уже созданы полные комплекты мультимедийных учебно-методических пособий и материалов для специальностей «Экономика и бухгалтерский учет», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление». В состав каждого комплекта входят рабочие тетради, учебные аудио- и видеоматериалы, электронная библиотека, практикум, блок контроля и аттестации.

– Согласитесь, студентам ссуза не обойтись без помощи преподавателя, тьютора, называйте его как хотите. Кто будет заниматься их подготовкой?

– Уже разработаны и утверждены 72 – 144-часовые образовательные программы подготовки тьюторов и администраторов открытого дистанционного образования, за время эксперимента аттестовали более 200 тьюторов, а начиная с 2002 / 2003 учебного года реализуется 500-часовая пилотная программа подготовки тьюторов-методистов.

– В чем, на ваш взгляд, основные трудности внедрения дистанционного образования в ссузах?

– Все еще недостаточно используются возможности единой информационной образовательной среды открытого образования России, унифицированный пакет программного обеспечения виртуальных представительств и виртуальных университетов, позволяющих представлять информацию об образовательных услугах и оказывать эти услуги через интернет. Число «дистанционных» студентов в ссузах могло быть значительно больше, если бы учебно-методическое обеспечение для ОДО было разработано и для других групп специальностей.

– Петр Федорович, и каковы же перспективы эксперимента? Наверняка дистанционно можно будет обучаться и по другим специальностям?

– Конечно, по мере развития эксперимента будут создаваться базовые модели и для других специальностей, и прежде всего группы 2200 «Информатика и вычислительная техника».

Разумеется, не все специальности можно будет получить путем новых дистанционных технологий, по старинке, думаю, учили и будут учить медсестер, парикмахеров, воспитателей начальных классов, дизайнеров и косметологов. Впрочем, наверняка даже на этих специальностях какие-то предметы можно будет изучать по электронным учебникам. Так что за дистанционным обучением – будущее, хотим мы этого или нет…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте