Вопрос совершенствования государственной итоговой аттестации в системе общего образования много лет будоражит общество. Убежден, что использование только письменной формы ответов привело к невозможности объективно оценить качество устной речи, практические навыки, необходимые при изучении отдельных предметов, индивидуальные особенности мышления выпускника, его творческие качества, способность рассуждать, доказывать, убеждать. Недаром ректор МГУ Виктор Садовничий назвал ЕГЭ кузницей посредственностей. И я с ним вполне согласен.
Меня тревожит, что сегодня существенно снижено качество подготовки старшеклассников. Ведь предметы, по которым экзамен не проводится, они фактически не изучаются. У детей вызывает огромное удивление, когда вместе с ними я, директор, пишу так называемые пробники почти по всем предметам (русский и математика – обязательно) и справляюсь с заданиями не ниже чем на четверку. А все потому, что школа дала мне глубокие и прочные знания. Без так называемых профильных классов в учебном плане старшеклассников было 6 часов русского языка и литературы, 6 часов математики, 4 часа физики, 3 часа химии, 5 часов истории и обществознания. Сегодня базисный учебный план настолько куцый по предметам, а программа настолько раздута, что мы всех учим понемногу чему-нибудь и как-нибудь. Считаю, выдача аттестатов о среднем общем образовании с неудовлетворительными отметками по одному или двум предметам – хорошее дело. Есть дети, которые в силу своих возможностей не могут одолеть определенный барьер по отдельному предмету, хотя в целом это трудолюбивые, хорошие ученики. А для бездельников в обучении это будет действующий «красный сигнал» в дальнейшем образовании. Было бы значительным облегчением для всех проведение ЕГЭ и ГИА по окончании освоения общеобразовательной программы по отдельным предметам.С чем не могу согласиться, так это с ужесточением процедуры проведения экзамена. Она чем-то напоминает систему УИН (для преступников). А если еще и будут записывать устный ответ выпускника на аудиоаппаратуру, так это и вовсе будет похоже на допрос следователя в камере предварительного заключения. Я, может, сгустил краски. Но разве эти меры избавят наше общество от лжи и лицемерия, от коррупции и продажничества? Нет! Надо идти другим путем.Я не раз аргументированно на разных уровнях отстаивал свои убеждения, что ЕГЭ не есть панацея от всех наших бед в системе образования. В свое время соглашались бывшие министры Владимир Филиппов и Андрей Фурсенко. Я поднимал проблемы, связанные с ЕГЭ, и перед нынешним министром Дмитрием Ливановым. Мой глас, как и глас сотен тысяч неравнодушных людей, не оказался гласом вопиющего в пустыне. Лед тронулся. И это обнадеживает.Василий ПОДЕРЯГИН, народный учитель СССР, директор Шелаевской школы, Белгородская область
Комментарии