search
main
0

Лазерные станки – в прошлом,. или Как колледж стал кадетским

В начале девяностых годов прошлого века, когда предприятия акционировались, переходили на хозрасчет, начали считать каждую копейку, они стали поспешно освобождаться от дополнительных, но очень важных для их нормального функционирования подразделений: профтехучилищ, санаториев, детских садов, лагерей. Бывшие ПТУ, чтобы выжить, часто перепрофилировались на коммерческие специальности или вводили их дополнительно: парикмахеры, повара, декораторы, бухгалтеры, менеджеры и т. д. Сами же предприятия постепенно закрывались или сокращались. Рабочие, а также инженеры почти не требовались.

Не обошли стороной такие перемены и Курский автотехнический колледж, которому через два года исполнится 50 лет. В последние годы он начал развиваться. К нему присоединились профтехучилище №9 и автоучебный комбинат. В отличие от многих других российских, в том числе и курских, средних профессиональных учреждений у колледжа сложились тесные связи с работодателями. Они здесь особые. Это силовые структуры. С ними заключены договоры: с УВД, МЧС, УБОП, с представителями наркоконтроля, Вооруженных сил, пограничников. Выпускники идут служить в основном по тем специальностям, которые получили в колледже. А специальности здесь такие: автомеханики, газоэлектросварщики, строители, а еще готовят бухгалтеров, специалистов по бухгалтерскому учету, поваров. Их обучают и воспитывают 500 преподавателей, в том числе и офицеры-отставники.С недавнего времени колледж стал называться «кадетский». С первого курса реализуется программа военно-патриотического воспитания студентов, чтобы подготовить их к службе в армии. Есть специальный факультативный предмет – строевая подготовка. Все воспитанники – 1800 мальчиков и 200 девочек – ходят в кадетской форме и с гордостью говорят: «Мы кадеты». Никто из них не курит и не сквернословит. Если другие училища города в начале лета были укомплектованы на 40-50%, то это на 89%. Директор Владимир Викторович Ноздрачев не сомневается, что к началу учебного года колледж будет укомплектован полностью. Мальчики охотно идут служить в армию. Во всяком случае ни одного отказника не было. Все силовые структуры уверены, что у них в автотехническом колледже подрастает смена. И они сами ее готовят. Приезжают один раз в неделю. А представители МЧС встречаются со своими подопечными, чаще особенно с теми, кто выбрал профессию спасателя. Бывают здесь и руководители этих ведомств: Сергей Шойгу, Рашид Нургалиев и другие. «Нам, – говорит Владимир Викторович, – можно гордиться своими воспитанниками. На параде Победы на Красной площади два наших парня (выпускники прошлых лет) несли Знамя Победы. Один нес, а второй был ассистентом. В общем, двое из шести знаменосцев – наши».В Курский автотехнический колледж приезжают из других регионов за опытом. И находят много полезного для своих училищ. Конечно, учеников колледжа специально не отбирают. Приходят разные – и хулиганистые, уже побывавшие в полиции за какие-то проступки, и двоечники – словом те, которые не могут, а многие и не пытаются попасть в вузы. И за три года они превращаются в нормальных, серьезных парней. С удовольствием постигают все тонкости своей профессии, и с дисциплиной у них не бывает проблем.За три года преподаватели, наставники прививают ребятам любовь к Родине, семье, к своим близким, своим товарищам. А это особенно ценно. Скажем, лет пять назад среди учеников колледжа преступность была на уровне 20%, сейчас меньше одного процента. Из 2000 воспитанников только 12 нарушителей. За успехи, достигнутые в воспитании и подготовке новых кадров, Владимиру Викторовичу президент Дмитрий Медведев объявил благодарность.В колледже хорошая материальная база. И вовсе не благодаря бюджетным вложениям и финансовой помощи работодателей – промышленных, строительных предприятий – деньги зарабатывают сами ученики и преподаватели. И на них приобретают все необходимое – мебель, оборудование для лабораторий, компьютеры. На четырех автодромах – 90 единиц техники. Колледж оказывает платные услуги населению. Здесь жителей Курска обучают вождению машин. Они получают профессию водителя категорий ВС и В, а также водителей международных перевозок, перевозок опасных грузов. После окончания курсов им выдают удостоверения, позволяющие устроиться на работу.У этого успешного колледжа, конечно, есть проблемы, которые без постоянной помощи предприятий не решить. Необходимо тесное заинтересованное взаимодействие их с училищами. Сегодняшние их выпускники не адаптированы к современному производству, потому что учатся на старом оборудовании.Работодатели в отличие от силовых структур не заботятся о том, какие специалисты к ним придут. «В 70-80-е годы, – с грустью вспоминает старейший работник профтехобразования, заместитель директора училища машиностроительного профиля Эдуард Александрович Попов, – у нас были новейшие станки с лазерными приспособлениями, нам даже иные предприятия завидовали…»А теперь выпускники только на заводе вынуждены осваивать новые технологии, новые стройматериалы, с которыми не могли ознакомиться во время учебы. В итоге на предприятиях города работает половина рабочих-полупрофессионалов.«Хотя бы на один час в неделю приходили в наши училища инженеры с предприятий и занимались с ребятами, – сетует заместитель председателя Комитета образования и науки Курской области Юрий Степанович Парахин. – Будущий рабочий должен стать участником производственного процесса, а тот же колледж получать конкретный заказ предприятия на количество рабочих и качество их подготовки».А пока приходится выпускникам учиться на той базе, которая осталась от прошлых десятилетий, а она уже давно устарела. Только используя современное оборудование, можно будет получить специалиста высокой квалификации. Есть в Курске училище №14, которое возглавляет Андрей Владимирович Пархоменко. Оно в чем-то схоже с колледжем, в чем-то отличается от него, но проблемы у них одинаковые – отсутствие тесной связи с предприятиями.Здесь учатся дети-сироты и дети с ограниченными возможностями – выпускники спецшкол. Они осваивают строительные профессии: столяра-плотника, каменщика, отделочника, слесаря-сантехника. В трудные девяностые из училища ушли многие талантливые мастера производственного обучения. Кто на предприятия, где больше платили, кто-то создавал свой малый бизнес. Сегодня мастеров таких нет. Ученики-сироты нуждаются в особой заботе, и они ее получают: бесплатное питание, их развивают и обучают. Есть для них специальный предмет – «Правила поведения на дорогах». За многие годы в училище наработаны особые технологии, как донести до не совсем здоровых ребят информацию. С ними работают психологи, врач-психотерапевт. Дети много занимаются спортом: футболом, баскетболом, теннисом. Каждый выпускник получает специальность и 52 тысячи рублей на обустройство. Выполняется президентская программа по обеспечению жильем детей-сирот.Училище зарабатывает немного денег. Это важно с точки зрения подготовки ребят к жизни. Они делают и затем продают деревянные окна и двери, дачную мебель, а также другую, которой не бывает в магазинах, а еще ульи для пчел. Эти дети за три года преображаются и уже почти ничем не отличаются от обычных подростков, они также работают, а некоторые даже успешно учатся в вузах.В феврале 2011 года была утверждена концепция областной целевой программы «Комплексное развитие профессионального образования Курской области на 2011-2015 годы». В ней говорится, что состояние профессионального образования не вполне соответствует «перспективным потребностям инновационной экономики». Отсутствует обоснованный государственный заказ на подготовку кадров. Современные мастера производственного обучения не в состоянии обеспечить высокий уровень качества образования. Намечены меры, которые помогут сделать среднее профессиональное образование более гибким и постоянно совершенствующимся в соответствии с требованиями современного развития промышленного и сельского производства области.Итогом реализации программы должно быть создание социально ориентированной и инновационно развивающей образовательной среды учебных заведений, привлекательной для молодежи. Это поможет воспитывать новый тип выпускника профтехучилищ, способного креативно мыслить, работать в команде, владеющего навыками менеджмента.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте