search
main
0

Лариса БАЛИНА, министр общего и профессионального образования Ростовской области: Ресурсы и направления модернизации. Региональный контекст

​Образовательная система Ростовской области – одна из крупнейших в России. Здесь насчитывается более трех тысяч образовательных учреждений различных видов и типов. В Ростовской области накоплен уникальный опыт в области кадетского образования, здоровьесбережения, работы с одаренными детьми, а также в сфере дополнительного и профессионального образования. Примечательно, что на территории Ростовской области живут в мире и согласии более 100 народностей. Во многом это результат той кропотливой воспитательной работы, которая проводится на разных уровнях во всех образовательных учреждениях. О приоритетах в образовательной политике области мы говорим с министром общего и профессионального образования Ларисой Валентиновной БАЛИНОЙ.

– Лариса Валентиновна, на параде в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне по Красной площади прошли и кадеты из Аксайского кадетского корпуса. Растет ли сейчас в области количество казачьих корпусов? Вписываются ли они в целом в систему образования области? – Территория Ростовской области – это исторически земли Войска Донского. Здесь всегда свято чтили традиции Донского края. Казаки – это испокон веков защитники рубежей страны, живущие по своим строгим правилам, имеющие особую культуру, особые традиции. Сегодня это по-прежнему уникальное сообщество с особой культурой, объединенное желанием служить Отечеству честно и с полной отдачей. Современный казак – это, как и в прошлые эпохи, патриот страны, это хорошо образованный и профессионально подготовленный человек. В Ростовской области ведется активная работа по возрождению казачества, включая задачи духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания молодежи. Создан Департамент по делам казачества и казачьих учебных заведений, реализующий государственную политику в отношении казачества на территории Ростовской области. Сегодня в области организованы четыре кадетских корпуса, более 200 муниципальных образовательных учреждений со статусом «казачье», включая дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного и профессионального образования. Дети в рамках регионального компонента изучают литературу, географию Донского края, историю казачества, знакомятся с казачьими традициями и фольклором, памятниками архитектуры, на донской земле множество храмов и церквей, которые сохранены и продолжают действовать по настоящее время. Замечательно, что казачье образование у нас начинается с детского сада. Есть дошкольные учреждения, в которых активно реализуется казачий компонент. Есть у нас и казачьи образовательные учреждения профессионального образования, в основном сельскохозяйственного профиля. Там также реализуется региональный казачий компонент. У ребят есть казачья форма, определенные традиции и правила поведения. Так что у нас в казачьем воспитании есть система от дошкольного до профессионального образования. Кадетское образование является одним из перспективных в системе регионального образования, обеспечивающим духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Важно заметить, что воспитанники получают образование, ориентированное на подготовку к военной и гражданской государственной службе. Примером достижений в области воспитания и образования служит Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус, который признан лучшим в стране по итогам Всероссийского смотра-конкурса казачьих образовательных учреждений. Эти итоги были озвучены в станице Вешенской на заседании президиума Совета при Президенте РФ по делам казачества. Учебное заведение получит переходящее знамя президента страны и 3 млн рублей премии. В этом году впервые в конкурсе участвовали представители образовательных учреждений со статусом «казачье». Думаю, что это станет доброй традицией. Сеть кадетских корпусов расширяется. В 2012 году распоряжением правительства Ростовской области утвержден план-график расширения сети казачьих кадетских корпусов. К 2020 году на Дону появятся шесть новых кадетских учреждений. В настоящее время готовится к открытию образовательное учреждение для юных казаков в Орловском районе. Особенность поселка Орловский в том, что население в нем многонациональное и сохранение казачьих традиций особенно важно, необходимо воспитывать молодежь в патриотическом духе, в уважении и любви к традициям донской земли. Воспитанниками казачьих кадетских корпусов в первую очередь являются дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, дети погибших военнослужащих, дети из неполных и многодетных семей. Воспитание осуществляется подготовленными офицерами-воспитателями, прошедшими школу военного и житейского опыта, что дает возможность решения проблемы недостатка мужского воспитания во многих семьях. – С первого сентября основная школа во всей России переходит на новый стандарт. Готовы ли к этому ваши педагоги? Есть ли помещения для реализации внеурочной деятельности?- Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель. И прежде чем перестраивать всю систему образования, необходимо перестроить или перенастроить сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций педагога.Объем и сложность изменений, которые должны произойти в профессиональной деятельности педагога, таковы, что необходимо готовиться к ним заранее. Это связано и с изменением образовательных программ, нормативной базы образовательных учреждений, с новой логикой построения учебников и новым построением содержания учебных предметов. Осложняется работа и огромным лексическим материалом, который учитель должен освоить, осознать, использовать в своей работе. Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать умение выстраивать процессы обучения и воспитания на основе деятельностной парадигмы образования, когда обучающийся становится субъектом образования. В региональной системе повышения квалификации только за два последних года было подготовлено к введению ФГОС более 16 тысяч педагогов и руководителей школ.И если педагогические коллективы образовательных учреждений в целом готовы к введению ФГОС основного образования, то с обеспечением помещений в образовательных учреждениях есть определенные проблемы. Стандарт предполагает реализацию внеурочной деятельности, которая организуется по направлениям развития личности.Содержание занятий внеурочной деятельности должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей: индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.Из-за демографического роста и миграционных потоков многие школы области работают в две смены, что не позволяет выделять отдельные помещения для занятий внеурочной деятельностью. Поэтому максимально используются возможности образовательных организаций дополнительного образования. В образовательных учреждениях реализуется всеобуч по плаванию, что важно в нашей местности, богатой реками и водохранилищами. Занятия проводятся в бассейнах и спортивных школах. Также в школах введено обучение игре в шахматы. Результатом является активное участие детей в турнирах муниципального, регионального и федерального уровней.В Ростовской области планируется строительство новых школ. В сельских школах реализуется проект «Мобильный учитель», который позволяет подвозить к школе не детей, а учителей. Также продолжается программа по обеспечению подвоза учащихся к образовательным учреждениям. Для этого было закуплено 1350 автобусов. – Я знаю, что Ростовский пединститут вошел в состав ЮФУ, не отразилось ли это на подготовке педагогических кадров? Вообще область испытывает потребность в молодых педагогах?- Образовательный комплекс области остро нуждается в молодых кадрах. Его обеспечение высококвалифицированными педагогическими кадрами является важнейшим звеном модернизации. Наш регион традиционно славится системой подготовки педагогических кадров на базе разветвленной сети организаций среднего профессионального и высшего профессионального образования. Раньше, как вы знаете, это осуществлялось на базе наших двух педагогических вузов – Ростовского и Таганрогского. Сегодня реальность несколько иная. Таганрогский институт стал филиалом Ростовского государственного экономического университета, при этом сохраняя и модернизируя традиционную по организационной архитектуре систему подготовки педагогических кадров. На площадке Южного федерального университета подготовка в рамках направления «Педагогическое образование» переводится на классические факультеты, что, естественно, улучшает качество подготовки педагогов в теории своего предмета. Выпуск специалистов по педагогическим специальностям вузов и колледжей возрос, в 2013 году составил 1900 человек (в том числе педколледжей – 754 чел.), а в 2014 году – 2155 человек. При этом трудоустроено 70,6% и 71,1 % специалистов соответственно.В области заметны перемены в создании условий для поднятия социального статуса учителя. К слову, средняя заработная плата учителей с 2012 по 2014 год возросла с 18277 рублей до 25281 рубля, что составляет 38,3%.Разумеется, мы испытываем потребность в молодых учителях. Доля тех учителей, которые работают в школе менее трех лет, каждый год увеличивается. То, что молодежь сегодня охотно идет в школу, связано, конечно, и с повышением заработной платы, с выполнением майских указов Президента России. Причем зарплата в сельских территориях выше, чем в городских муниципалитетах. Есть уверенность, что принимаемые меры приведут к позитивным переменам.- Ростовская область граничит с Донецкой и Луганской областями, прошлым летом к вам устремились тысячи беженцев с Донбасса. Как удалось справиться с этой непростой задачей?- Мы все лето занимались размещением людей с Донбасса. Люди жили в интернатах, в студенческих общежитиях. В образовательные организации области трудоустроено 212 человек (183 педагога, 29 человек обслуживающего персонала) из числа граждан Украины.Детей устроили в школы и детсады. Пять наших вузов принимали студентов с Украины по выделенным квотам без сертификатов по ЕГЭ. На начало учебного года в наши школы было принято более 8,8 тыс. детей, на конец учебного года у нас оставалось около шести тысяч школьников. В дошкольные образовательные учреждения принято 1230 детей, поставлено на учет 916.Были организованы дополнительные занятия и консультации, направленные на изучение русского языка, русской литературы, истории России в целях выравнивания уровня подготовки обучающихся.Институтом повышения квалификации в рамках курсовой подготовки была оказана методическая помощь школам по работе с детьми из числа граждан, вынужденно покинувших территорию Юго-Восточной Украины, подготовлены методические рекомендации, которые с успехом используются и в других регионах России, принявших беженцев.Сейчас мы продолжаем помогать Донбассу. Так, недавно у нас прошли повышение квалификации работники методической службы и учителя из Луганска. Конечно, их больше всего интересовали такие дисциплины, как русский язык, литература, история. Мы помогаем школам Донбасса учебниками, методической литературой.- Лариса Валентиновна, а какова ситуация с дошкольным образованием, сколько детей стоят в очереди на получение места в детском саду?- Мы в течение последних трех лет напряженно работаем над решением очень непростой задачи, поставленной Президентом России в Указе №599, – обеспечить до конца 2015 года местами в детских садах всех детей от 3 до 7 лет. По итогам 2014 года удовлетворенность потребности в дошкольных местах для этой возрастной группы детей составила 92,8%. В 2013-2015 годы привлечено 3889,6 млн рублей из федерального бюджета на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования. Однако, несмотря на принимаемые системные меры по созданию дополнительных дошкольных мест, очередность в детские сады еще сохраняется.В рамках мероприятий «дорожной карты» в 2015 году запланировано создание более 12 тыс. дополнительных дошкольных мест, в том числе более 4 тыс. мест за счет субсидии федерального бюджета на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования. При этом используются самые различные инструменты создания новых мест: строительство и реконструкция, создание мест в группах полного дня и кратковременного пребывания на базе действующих садов, школ, учреждений дополнительного образования, семейные дошкольные группы, развитие негосударственного сектора, приобретение модульных детских садов.При условии реализации в полном объеме мероприятий «дорожной карты» создание запланированных 12 тыс. мест позволит до конца 2015 года обеспечить потребность в дошкольных местах для детей 3-7 лет с желаемой датой зачисления до 1 сентября 2015 года включительно.- С этого года все учебники, входящие в Федеральный перечень, должны иметь электронные аналоги. Сможет ли Ростовская область обеспечить все свои школы бумажными и электронными учебниками? Как вы относитесь к электронным учебникам?- На июнь 2015 года обеспеченность учебниками составляет 99,9%. В министерство поступали вопросы по поводу закупок электронной формы учебника. Использование электронной формы учебника является правом, а не обязанностью участников образовательных отношений в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Сейчас введена норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы общего образования.Думаю, можно иметь и бумажный, и электронный варианты учебников, сочетать формы работы. Использование электронной формы учебника является правом участников образовательных отношений. Несколько школ, являющихся пилотными площадками, мы обеспечили планшетами для апробации перехода на электронные учебники. При этом мы в первую очередь думаем о здоровье детей. – Ростовские учителя традиционно попадают в пятнашку и пятерку лучших на Всероссийском конкурсе «Учитель года». Есть ли какой-то особенный секрет успеха? Как вы относитесь к профессиональным конкурсам? – Начну с последней части вопроса – к конкурсам отношусь как к очень значительному явлению в процессах профессионального становления педагогов и укрепления престижа учительской профессии. Использую любую возможность для участия в этом замечательном действии, которое объединяет в едином порыве творческих, креативных, высокопрофессиональных учителей. Это абсолютно другая педагогическая жизнь, другое ее измерение. У области действительно прекрасные итоги участия в конкурсе: за его 26-летнюю историю 13 педагогов области стали лауреатами, из них 5 человек стали победителями. Среди них нет абсолютного победителя, но мы очень надеемся, что он обязательно появится на донской земле. Конкурс молодой, все еще впереди.Вы спрашиваете о секретах наших успехов. Если они и есть, то они очевидны. В конкурсном движении работает команда больших профессионалов, влюбленных в профессию учителя, людей неравнодушных, добрых и счастливых. Где доброта и счастье – там победа. Центр этой работы находится в Ростовском институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Доминантой этой работы является традиционный межрегиональный семинар в поселке Лазаревское, где собираются лучшие из лучших учителей России. Этому семинару уже 10 лет, и за все эти годы мы наблюдаем его удивительную результативность и все возрастающее желание российских педагогов участвовать в этом мероприятии. Все это вселяет надежду на успех и будущие победы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте