– Лариса Валентиновна, Ростов-на-Дону называют южной столицей России. Это крупный промышленный, интеллектуальный и культурный центр страны. Какую роль играет образование в жизни города и области?
– Вы задали один из главных вопросов, определяющих состояние современного образования. Образование выступает сегодня в качестве доступного всем индивидуального и общественного блага и является общенациональным достоянием.
Сегодня каждое образовательное учреждение должно осознать свою миссию, собрать воедино все ценности и стратегические установки, соединить их с передовыми отечественными традициями и создать на этой основе новую ценностную общественную систему – систему образования.
Анализируя с этих позиций опыт Донского региона и его столицы, Ростова-на-Дону, мы подчеркиваем прежде всего источники успешности процессов становления нового образования. Они и состоят в первую очередь в осознании новых целей, эффективности избираемых средств их достижения, реализуемых на высоком управленческом уровне.
Сегодня стало очевидно, что в образовательном комплексе Ростовской области и Ростова-на-Дону вызревают все признаки инновационной системы, способной к саморазвитию и обеспечению стратегически важных задач.
Именно такая мобильная и активная перестройка обеспечивает высокую результативность деятельности общеобразовательных учреждений Ростова-на-Дону и позволяет им войти в рейтинги лучших образовательных учреждений страны.
– Известно, что уже несколько лет в городе успешно реализуется проект «Урок в городе». Как возможности социокультурных учреждений города используются в этой работе?
– «Урок в городе» – это наиболее значительное направление в крупном муниципальном проекте «Ростов-на-Дону – город, открытый для школ». На текущий момент заключено более 30 партнерских соглашений с предприятиями и культурными центрами для проведения уроков и экскурсий. Для школьников самыми интересными стали уроки биологии и экологии, которые проводились в ботаническом саду, в Ростовском зоопарке. Активно использовался ресурс городских парков. Налажено сотрудничество с Ростовским государственным музыкальным театром, учителя начальной школы регулярно проводят там занятия и экскурсии для своих учеников.
Важное направление в проекте – это, конечно, военно-патриотическое воспитание. Практически весь город выступает в роли образовательной площадки по этой теме. Учителя истории, начальных классов организуют экскурсии для детей по памятным местам боевой славы, сотрудничают с краеведческим музеем и Южным федеральным университетом. Только за один год более тысячи ребят ознакомились с секретами, которые хранит история города.
Большим событием в городе стало открытие исторического парка «Россия – моя история». Он быстро стал самой массовой площадкой для проведения уроков вне стен школы за счет больших площадей, наличия современного оборудования и популярности. За прошедший учебный год более 3000 школьников и их учителей провели там уроки. Учителя города со всей области участвовали в конкурсных разработках таких уроков. В этом году подали более 50 заявок на конкурс.
– Уже традиционно педагоги из Ростова-на-Дону и Ростовской области попадают в пятерку и «пятнашку» на Всероссийском конкурсе «Учитель года России». Каков секрет успеха ростовчан, на ваш взгляд? Есть ли какой-то особенный ростовский педагогический почерк? Как вы оцениваете роль конкурсного движения в повышении профессионального уровня педагогов? Прислушиваетесь ли к мнению учителей года?
– Конкурс «Учитель года» дает реальный шанс творческим учителям заявить о себе практически с первых дней работы в школе. Поэтому переоценить его роль и значение в деятельности творчески работающего учителя практически невозможно. Конкурс помогает раскрыть профессиональный потенциал педагога, его лидерские качества, демонстрирует понимание им стратегических направлений развития образования. Более того, конкурс выступает в качестве продуктивной формы повышения профессиональной квалификации, обеспечивающей рост профессионального уровня учителя-конкурсанта.
Победителями конкурса в городе становятся все чаще молодые учителя, мы видим такую тенденцию и на федеральном этапе. Это открытые для всего нового, яркие, интересные учителя. Четыре раза за последние пять лет учителя из Ростова-на-Дону побеждали на региональном конкурсе и представляли Ростовскую область в финале. В прошлом году Дарья Рогова, учитель физики школы №49, очень достойно справилась со всеми испытаниями конкурса, а в этом сентябре ждем отличного результата от учителя английского языка экономического лицея №14 Евгении Змеу. Что касается секрета успеха участия ростовчан в заключительном этапе конкурсных испытаний, то здесь определяющую роль играет сложившаяся в городе система выявления, поддержки и сопровождения потенциальных кандидатов на участие во всех этапах конкурса.
Такая работа проводится методистами Информационно-методического центра образования (посещение уроков, научно-практические рекомендации, личные консультации). Успешно зарекомендовала себя и система совместной эскизной разработки уроков, мастер-классов и методических семинаров со специалистами регионального Института повышения квалификации.
Опыт участников, призеров и победителей профессионального конкурса «Учитель года» всегда востребован. Эти педагоги входят в состав жюри муниципальных и региональных профессиональных конкурсов, делятся опытом работы с коллегами. Участие в конкурсе способствует их карьерному росту, среди них есть молодые руководители образовательных учреждений.
– Городу нужны квалифицированные кадры. Ведется ли какая-то профориентационная работа среди школьников, насколько она успешна?
– И не только профориентационная, все гораздо масштабнее. С осени прошедшего учебного года был запущен муниципальный проект «Профильные классы». В той или иной степени профилизация образования существовала в городе уже много лет, но теперь мы аккумулируем лучшие педагогические практики в единую систему, которая сопровождает ребенка от предпрофильного образования до поступления в вуз или колледж соответствующей направленности, а затем до приема на рабочие места, предоставляемые партнерами проекта.
Мы стараемся выстроить своеобразный «конструктор» для индивидуальных траекторий обучения наших детей. В предпрофильном классе ведется активная профориентационная работа, которая позволяет определиться с направлениями, в которых они хотят учиться дальше. Обучение в 10‑11‑х классах – серьезная профильная подготовка с обязательной психолого-педагогической диагностикой, участием коллег из сферы высшего и среднего профессионального образования. В этих условиях выпускник школы имеет все возможности поступить на выбранное направление, поскольку у него уже есть дополнительные резервы (баллы) при поступлении, это результаты его участия в олимпиадах и индивидуальных проектов. Уже в первый год реализации проекта было открыто 48 профильных классов по 7 направлениям (полицейские, педагогические, инженерные, университетские, казачьи, медицинские и IT-классы), более 850 учеников уже задействованы в проекте. В конце прошлого года участники совместного проекта с Южным федеральным университетом «Кандидат в студенты» получили возможность пройти итоговое профильное профориентационное тестирование и заработать дополнительные баллы при поступлении. 73 будущих студента прошли это тестирование успешно и получили 3 балла к своим основным баллам, заработанным на ЕГЭ. Эти ученики уже прекрасно показали себя в JuniorSkills по IТ, инженерным и педагогическим компетенциям, пятеро участвовали в отборочных соревнованиях за право выступления в финале. Расширяется партнерская сеть, у нас отличные контакты с ЮФУ и ДГТУ, прекрасно зарекомендовали себя колледжи связи и информатики, технологий машиностроения, педагогический. Показали себя и сами школы. В числе лидеров однозначно можно назвать лицеи №27 и 11, юридическую гимназию №9, школу №60. Можно с уверенностью утверждать, что сформирована система «школа – вуз (колледж) – работодатель». Например, одно из крупнейших предприятий России – завод «Ростсельмаш» – сопровождает детей со школьной скамьи до рабочего места специалиста на протяжении многих лет. На будущий год заявок на участие в проекте получено еще больше. Все понимают, что за профильным обучением будущее, что это реальная перспектива. Открываются не только новые классы, но и новые направления. В следующем году у нас появятся архитектурные и морские классы! В целом это одна из наиболее активно развивающихся сфер в муниципальной системе образования.
– В нацпроекте «Образование» особая роль отводится повышению профессионального уровня учителя. Какие педагоги нужны городу? Какими компетенциями они должны обладать? Продолжите фразу, пожалуйста, «современный учитель – это…».
– Современный учитель – это учитель, который не только учит, но и в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников.
Современный учитель должен быть готов к переменам, обладать умением общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их, быть способным к нестандартным действиям, владеть навыками профессиональной деятельности, которые с каждым годом все теснее связаны с идеей непрерывного образования.
Современный учитель – личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, обладающая высоким нравственным авторитетом.
Только постоянно развиваясь, учитель может соответствовать современным требованиям времени и профессии.
– Какими качествами должен обладать современный директор школы?
– Одна из самых серьезных проблем в сфере управления – острая нехватка людей, имеющих необходимую профессиональную квалификацию.
Умение правильно решать социальные вопросы, создавать благоприятные и комфортные условия труда педагогов, утверждать в коллективе атмосферу творческого поиска – непременные критерии организаторской и деловой зрелости любого руководителя.
Таким образом, основными качествами современного руководителя я считаю:
– креативность (использование современного подхода к профессиональной деятельности, подкрепленного накопленным опытом, знаниями, учетом реальных требований рынка образовательных услуг);
– стратегический потенциал (умение выявлять потенциал развития образовательного учреждения, его стратегию развития);
– инновационность (умение интерпретировать накопленный опыт в инновационные решения, обеспечивающие развитие и качество управляемого объекта);
– объективность (умение выделять в потоке информации достоверные факты);
– лидерские качества (умение выделять основное, вскрывать причины недостатков, рационально решать профессиональные задачи).
– Какие задачи стоят перед образованием города в новом учебном году? Что является для вас приоритетом в ближайшем будущем? Что вы хотите пожелать молодым педагогам, которые 1 сентября 2019 года дадут свой первый в жизни урок?
– Задачи на 2020 год связаны напрямую с реализацией задач национального проекта «Образование». Одной из значимых задач является реализация проекта «Современная школа», в рамках которой будут построены две новые, современные школы, из капитального ремонта выйдут образовательные учреждения в регионе, оснащенные новым технологичным оборудованием, что позволит существенно повысить уровень качества образования.
Не менее важной задачей для нас остается модернизация информационно-коммуникационной структуры в образовательных учреждениях в рамках проекта «Цифровая образовательная среда». Высокоскоростное подключение позволит создать условия для обеспечения формирования стремления к саморазвитию и самообразованию обучающихся. В 2020 году на базе Дворца творчества детей и молодежи города запланировано создание IT-клуба.
Задача проекта «Успех каждого ребенка» – повышение процента охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием, доступным каждому, для воспитания гармонично развитой личности, обеспечение не менее 25% детей обучением по программам технической и естественно-научной направленности.
От всей души хотелось бы поздравить уважаемых коллег и дорогих педагогов с началом нового учебного года. Сентябрь для нас время начала новых дел, время, когда мы имеем возможность и с радостью взглянуть на уже пройденный путь, порадоваться успехам наших детей (а значит, нашим успехам), и запланировать, как мы будем учить и воспитывать наших детей, чтобы достичь новых результатов. Профессия учителя всегда современна, она первой откликается на новые социальные и технологические условия. И учитель всегда современен. В этой связи особенно хочу поздравить молодых учителей, делающих первые шаги в такой замечательной профессии. Пусть ваши первые уроки будут дарить тепло воспоминаний всю жизнь. Успехов вам, наши молодые учителя! Помните, что рядом с вами всегда будут ваши коллеги, готовые помочь советом, поделиться опытом, подсказать и поддержать.
С новым учебным годом вас, дорогие учителя! Новых побед вам и вашим ученикам, радости открытий и творческого вдохновения!
Комментарии