Городская система образования уже подводит итоги уходящего года, определяя самые яркие события, происшедшие в Год ребенка. Одним из таких событий было открытие Детского оздоровительно-образовательного центра под названием «Команда», который стал своим для столичной системы образования.
Идея, которую неоднократно высказывали представители городских советов родительской и ученической общественности, осуществилась. Оказались плодотворными встречи актива родителей и учащихся с первым заместителем мэра в Правительстве Москвы Людмилой Швецовой и тогдашним руководителем Департамента образования Любовью Кезиной, действенными – рекомендации городского родительского собрания.
Правительство Москвы поддержало общественную инициативу и выделило для подготовки лидеров ученического самоуправления детский городок на берегу реки Истры. Тем самым был сделан еще один важный шаг для развития детского движения в образовательных учреждениях города.
В соответствии с положениями правительственных постановлений в образовательном пространстве города уже создана целая инфраструктура поддержки ученических советов, сформированы и успешно работают центры дополнительного образования «Планета» и многие другие, в Москве теперь есть специальные центры содействия ученическому самоуправлению, выделяются гранты для объединений учащихся, проводятся конкурсы и множество других мероприятий.
Детский центр способствует осуществлению городской программы «Команда», инициатором которой несколько лет назад стали школы Центрального административного округа. В соответствии с этой программой активисты ученического самоуправления обучаются секретам лидерства и управления, овладевают методиками защиты прав детей в школьных коллективах, знакомятся с основами политической культуры и выборными технологиями, стараются быть толерантными, находить общий язык и вести диалог с учащимися, прибывшими из других стран и регионов страны, на практике отрабатывают технику «командообразования», получают представление о государственно-общественном управлении образованием. Большое значение имеет обмен опытом руководителей органов ученического самоуправления.
Новая школа актива уже стала базой для развития детского проектного движения, которое строится на принципах ученического самоуправления и признано важной его частью, которое стало заметным в городе.
Подпитку этому движению дает городской конкурс проектов, который ежегодно проводится Департаментом образования. Стали традиционными «Ярмарка идей на Юго-Западе», Фестиваль проектов начальной школы в Западном округе, инновационные выставки проектных работ в Центральном, Северном, Северо-Западном, Юго-Восточном и других округах. Большое значение для развития движения имеют конкурсы «Если бы я был главой управы», социального и школьно-семейного проектирования, «Читаем вместе в классе и семье» и другие.
Хорошо известно: где дети, там и взрослые. К реализации проектных затей своих детей активно присоединяются и родители. Оказалось, что до двадцати процентов родителей хорошо разбираются в проектном деле, когда-либо в жизни участвовали в проектах, проводили исследования как юристы, бизнесмены, журналисты. Есть немало родителей, которые помогают своим детям выбирать темы и методы, строить планы, проводить исследования, разрабатывать что-то новое, оформлять и осуществлять на практике проекты.
В городе идет становление программы «Городская проектно-деловая палата», согласно которой обеспечивается поддержка детских идей и проектов, осуществляется обучение лидеров объединений, инструкторов и экспертов проектным технологиям по многим направлениям школьной жизни, организуются слеты представителей различных объединений.
Массовое проектное ученическое движение способствует организации детских объединений по интересам. В школах стали возникать пресс-центры, экологические и научные общества, интеллектуальные клубы, гильдии, лиги по воспитательным направлениям и интересам. Стремление к самовыражению и организации презентаций своих проектных идей – важный фактор для организации районных, окружных и городских многопрофильных объединений.
Во многих образовательных учреждениях накоплен опыт деятельности ученических проектных объединений, что создает новую основу для развития полноценной ученической общественной работы. У этого явления появились новые черты – систематичность и организованность. Уже зарождается институт авторов, руководителей, менеджеров и технологов проектов, инструкторов, консультантов и экспертов проектной работы, ассистентов учителей, активных их помощников по учебно-проектной деятельности, которые сами лучше учатся, когда участвуют в учебно-проектных и творческих группах, проектируют различные элементы учебно-воспитательного процесса, помогают, консультируют, экспертируют и рецензируют выполненные работы.
Все это обеспечивает воспитание проектно-деловой культуры у детей с раннего возраста, оживление школьной жизни, более тесное сочетание теории и практики, основного и дополнительного образования, создание новых возможностей для решения детско-подростковых проблем помогает развитию способностей к непрерывной учебе, соуправлению, проектированию и сотрудничеству, решению сложных подростковых проблем и задач профильной подготовки.
Активную поддержку новому движению оказывают правительственные органы, префектуры и управы, депутаты Московской городской Думы, органы управления образованием, НИИ инновационных стратегий развития общего образования.
Владимир ИЗВЕКОВ, председатель Юго-Западного окружного Совета родительской общественности, член московской Общественной палаты по образованию
Комментарии