Столичное образование на протяжении последнего десятилетия сделало большой рывок вперед как по количеству новых форм работы, так и по качеству их реализации.
Это и веер профессиональных конкурсов в сфере образования; большой спектр семинаров, конференций и заседаний круглых столов, проводимых в рамках выездных мероприятий, сочетающих научно-практические формы профессионального взаимодействия и отдых, создание новых и развитие старых ассоциативных форм работы педагогов, организация сетевых форм активного общения в социальных блогах и на профессиональных сайтах в целях обсуждения профессиональных вопросов, а также многое другое. Одной из таких активно развивающихся форм неформального педагогического образования стал лагерь-семинар молодых педагогов Москвы на Черноморском побережье, созданный по инициативе Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования в 2007 году. Идея лагеря, безусловно, возникла не на пустом месте. Молодому столичному педагогу профсоюзная организация всегда уделяла большое внимание: материальная поддержка, психологическая помощь, юридическое консультирование, сопровождение по вопросам охраны труда, организация отдыха и досуга – это далеко не весь спектр направлений деятельности учительского профсоюза, направленных на оказание помощи начинающему педагогу в профессиональном и личностном становлении. Поэтому создание лагеря-семинара для молодых педагогов стало продолжением деятельности профсоюза по ориентации начинающего педагога в открывшемся море образовательной практики и собственных образовательных потребностях по повышению профессиональной компетенции. По итогам семинара осенью выйдет сборник «Молодой педагог в современной школе», в который войдут лучшие работы участников выездного лагеря-семира молодых педагогов Москвы сезона 2013 года. Благодаря этому сборнику другие учителя столичного образования смогут ознакомиться как с методико-практическими достижениями своих коллег, так и опытом проведения неформального способа обучения молодых педагогов. Важно отменить, что благодаря доброжелательной обстановке число молодых педагогов – мастеров, готовых продемонстрировать свои профессиональные наработки, увеличивается с каждым годом, при этом значительно повышается и качество представляемого материала. В этом году свои мастер-классы представили не только учителя начальных классов и предметники, но и педагоги-психологи, педагоги дошкольных образовательтных учреждений, дополнительного образования, а также преподаватели педагогических вузов и колледжей. Спектр тем был разнообразен: от отработки методических приемов до анализа воспитательной программы образовательного учреждения. Приятно было наблюдать, как активно проходили обсуждения педагогами дошкольных образовательных учреждений мастер-классов учителей начальных классов, учителями начальных классов – мастер-классов педагогов, работающих в пятых классах, учителями средней и старшей школ – мастер-классов преподавателей колледжей и дополнительных образовательных учреждений и наоборот. Все это еще раз подтверждает, что реальная преемственность между ступенями образования детей практически не реализуется, и далеко не всегда педагоги одной ступени знакомы с тем, чем занимаются их коллеги с детьми на другой ступени. Молодые педагоги – участники лагеря-семинара отмечали необходимость организации системной работы в этом направлении для создания более благоприятных условий адаптации детей на новой ступени образования. В этом году в работе лагеря-семинара принял участие президент некоммерческого партнерства «Столичный учитель» Андрей Лукутин, который рассказал молодым учителям – участникам семинара, как готовиться к конкурсу «Педагог года Москвы», провел открытую дискуссию «Какой учитель нужен современной школе?». Педагоги Центрального округа провели игру «Молодой педагог в современной школе», а педагоги образовательных учреждений Северного, Юго-Западного округов и городского подчинения провели тренинги для своих коллег по управлению временем, стрессоустойчивостм и борьбе с профессиональным выгоранием, а также по организации эффективной работы с родителями. Особой популярностью на выездном семинаре пользовались разнообразные формы встречи со специалистами различных направлений образовательной сферы, представляющих еще и иную возрастную группу образовательного сообщества: консультации психолога Ж.Борисенко; выступления и правовые консультации юриста, главного правового инспектора МГО профсоюза И.Копаевой; семинарские занятия и дискуссии по насущным проблемам профессиональной подготовки учителя современной школы директора НИИ дидактики высшего образования МПГУ, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФПП МПГУ Н.Борисовой. Во время своих выступлений Ирина Копаева уделила большое внимание соотнесению статей нового Закона «Об образовании в РФ» с положениями трудового законодательства, дала жизненно важные рекомендации молодым учителям по проблемам организации эффективного взаимодействия с администрацией школы и родителями учеников. Много важных вопросов было поднято в процессе проведения Н.Борисовой небольшого цикла занятий по проблемам организации воспитания и обучения школьников в соответствии с ФГОС, включая проблему конструирования современного урока в стремительно изменяющейся электронной информационно-образовательной среде. Живой интерес вызвало проведение дискуссии по проекту профессионального стандарта учителя, сопровождавшейся микроисследованием присутствующих на тему «Что обязательно должен определять профессиональный стандарт учителя?». Ну и конечно, в ходе работы лагеря-семинара молодых педагогов был проведен анализ программы Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ «Молодой педагог», участники аналитической работы представили предложения по расширению и уточнению мероприятий, была подготовлена подпрограмма работы профсоюзного резерва среди молодых педагогов. Вся программа работы лагеря-семинара всегда проектируется таким образом, чтобы каждый молодой педагог в ходе своего пребывания в лагере сумел получить для себя и новый интересный опыт профессиональной деятельности, и сформулировать что-то ценное для понимания дальнейшего пути своего профессионального развития, и, главное, обрести свежие идеи и новые профессиональные и личностные контакты. Результатом подобного проектирования работы лагеря-семинара в течение семи прошедших лет стало формирование мощной команды молодых педагогов-лидеров, готовых брать на себя задачи по активному развитию форм самоуправления сообщества молодых педагогов, способного самостоятельно ставить новые задачи и решать их. Деятельность этой команды молодых профсоюзных лидеров при поддержке Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования, а также окружных управлений образования и Департамента образования способна стать ядром профессионального педагогического сообщества нового поколения.
Комментарии