В Российской Федерации существует 22 коррекционные школы. 9 из них находятся в Москве, остальные расположены в различных городах России. И лишь одинцовская «Гармония» – единственная в стране, где обучаются проживающие в сельской местности детишки с проблемами здоровья.
Сеть коррекционных учреждений в Одинцовском районе развита неплохо: есть Старогородковская школа-интернат VIII вида, голицинская коррекционная общеобразовательная школа надомного обучения «Надежда», расположенная в самом Одинцове. Однако такой школы, как «Гармония», куда дети с нарушениями здоровья приезжали бы учиться, до августа 2002 года не было. Потребность же в таком заведении была острой.
В школе практикуется несколько форм обучения в зависимости от состояния здоровья детей: очная, комбинированная, домашняя, дистанционная. К зданию в Старом городке было выделено помещение для школы в Голицыне. Месторасположение отделений школы тщательно продумывалось для максимального удобства больных детей. Оба здания школы расположены на расстоянии 22 километров друг от друга.
В «Гармонии» обучаются 92 ребенка. Преподавательский коллектив – 57 учителей, 19 человек обслуживающего персонала, 4 воспитателя. Среди учителей есть логопед, дефектолог, сурдопедагог, инструкторы ЛФК и, конечно же, психологи, которые в подобной школе просто необходимы. Причем всем: и ученикам, и учителям, и зачастую родителям ребят. Ведь адекватное воспитание детей-инвалидов требует больших душевных затрат и психологической выдержки.
Классы для детей, имеющих возможность приходить в школу, насчитывают до 4 человек. Такое повышенное внимание и забота к каждому ученику в обычных школах попросту невозможны. Усиленный преподавательский состав в «Гармонии» необходим, ведь это уникальная школа, собравшая детишек с тяжелейшими заболеваниями. Здесь учатся ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата, соматическими поражениями, со снижением интеллекта, расстройством эмоционально-волевой сферы, пороком сердца, детским церебральным параличом, инвалиды после аварий, глухие. Истории заболеваний учеников потрясают.
У детей с нарушениями психики часто случаются эмоциональные всплески, которые учитель, отведя ребенка в сторонку, терпеливо и грамотно нейтрализует.
Весь процесс обучения построен так, чтобы создавать мотивацию к учебе у больных детей. Например, художественный курс, в ходе которого ребята лепят, рисуют, создают поделки из бумаги, направлен не только на развитие общих способностей, но и на улучшение моторики, пространственного воображения. Для слабослышащих детишек преподавание музыки обязательно включает в себя музыкоритмику. Каждый преподаваемый предмет призван раздвинуть рамки восприятия ребенка.
Обучение ведется по трем программам: общеобразовательной, программе коррекционного образовательного учреждения VIII вида и
экспериментальной (для детей с выраженным недоразвитием интеллекта, ранее считавшихся необучаемыми). Учителя школы разрабатывают индивидуальные учебные планы с учетом особенностей каждого ученика, состояния его здоровья.
По словам директора школы Елены Рябизиной, коллектив педагогов сложился в первый же год ее существования. И, несмотря на то что работать в такой школе непросто, ушли из нее совсем немногие. Остались те, для которых школа – больше, чем просто место работы. Иначе как объяснить, что учителя в летние месяцы отправляются со своими подопечными к морю? А ведь каждый ребенок в такой группе требует неустанного внимания и заботы. Школа живет насыщенной, полноценной жизнью – проводятся праздники, конкурсы, спартакиады, спортивные соревнования. Детей возят в музеи и театры.
Одинцово
Комментарии