Работа со словом на уроке русского языка и литературы обогащает моральный и практический жизненный опыт воспитанника: перерабатывая слово, он осваивает культуру прошлого, выходит из круга эгоизма и ограниченности в пространство большого мира. Слово – великий зодчий, через него мы помогаем своим ученикам вспомнить истоки и национальные традиции, знакомим с русским складом мышления, значит, знакомим с самим собой.
Как же происходит процесс творения Человека? В кропотливой, внимательной и каждодневной работе на уроке со словом, через осмысление его семантики, места и роли в предложении, в тексте. Работа с этимологическим и толковым словарями самая увлекательная для детей, и опытный педагог, используя это, развивает интерес к своему предмету. Как много значит приставка «со» у русского народа! Сколько слов образовано с ее помощью! Что их объединяет? Почему и когда она была продуктивной? Сопереживание, сочувствие, сострадание, соседи, сотрудники, соучастие, сообща… – слова, рассказывающие об общинной жизни русских людей, жизни всем миром: вместе легче решать сложные проблемы, трудиться, переносить испытания, несчастья… Изложение в 8-м классе. Текст – пересказ древней легенды о Байкале. Слово «прочил» непонятно подросткам, кто-то его заменяет словом «пророчил», другие – «порочил». Исконно русское «прочить» – производное от «впрокъ»: остаток, оставлять, беречь, в современном русском – остальной, прочий; прочить, заготовлять, припасать впрок (обл.), предназначать, заранее определять для чего-нибудь: предназначать в жены – прочить в мужья. Порочить же от «порицати» (старослав.): распространять неодобрительные, предосудительные сведения о чем-либо; порочить честное имя, репутацию. Подбираем синонимы: грязнить, марать, очернять, обесславливать, компрометировать. За этими словами, за их смыслом – картина русской жизни.
Изучая устное народное творчество и древнерусскую литературу, знакомим учащихся со славянской мифологией, воссоздаем картину языческих представлений о мире. Человек ощущает себя частью природы, от которой он зависит. Культы богов подарили русскому языку множество слов. Рассказываем о Роде (Святовите ) – верховном божестве древних славян, символе жизни и ее продолжателе, с именем которого связан широкий круг понятий: род – семья, племя, династия, народ, родина, природа, родить, урожай, рожь, родник… О них читаем и строчки Дмитрия Сергеевича Лихачева из статьи «Земля родная». Слова «хоровод», «хорошо», крест на русском хлебе, обручальные кольца, венки, царские венцы – от бога Солнца – Хорса, позднее Ярилы (круг, огонь). Богиня весны Лада, покровительница очага, семьи, материнства, подарила нам слова ладушки, оладушки, ладный, лад – мир, согласие. Другая богиня земного пространства Макошь (плодородие) – слово «макушка» – то, чем мы растем, слово «мякиш» – самое вкусное в хлебе. Карну, Желю вспоминаем при работе с текстом «Слова о полку Игореве»: первая – богиня плача – кара – плач по умершим; Желя, Жля – печали, тоски, жалости. Значение многих слов из этого памятника выходит за пределы лингвистики.
Язык Тургенева, Лескова, Платонова… За этими понятиями пласт духовной и материальной культуры. Погружение в него должно быть интересным, насыщенным красками, живым для учащихся, опираться на знание воспитателем особенностей возрастного восприятия и тех проблем, которые вызовут сочувствие и интерес ученика, не оставят равнодушными. Через слово художника, осмысление его произведения знакомим своих воспитанников с этим миром. Так и преодолевается пропасть между подростком и далеким прошлым, так и создается русская картина мира, так, уверена, творится Человек.
Галина ЮДИНА, учитель русского языка и литературы гимназии №587, заслуженный учитель Российской Федерации
Комментарии