Cверху кролик весь из плюша: интересно, что внутри?
Товары, товары, товары – от погремушек и детского питания до сложнейших компьютерных развивающих программ…
Гоша Афанасьев, пяти лет, пришел с мамой на выставку “Мир детства”, как в “Детский мир”, за покупкой. А попал в сказку. И даже не в одну. Дядька Черномор солировал на скрипке, Мальвина выходила из недр подводного царства, а Шахматный король чинил прялку…
Гоша не понял, как в руках у него оказались цветные фломастеры, но уже через полчаса фломастеры пошли в дело, а сам он растянулся на ковре рядом с другими мальчиками и девочками, прикидывая, какой цвет ему подойдет.
Зная, сколько стоит сантиметр “поля” в Экспоцентре на Красной Пресне, где проходила эта Международная коммерческая выставка, подобное деятельное присутствие самих детей кажется невероятным.
“Город мастеров” – самое оживленное место на выставке – это около пятнадцати своеобразных экспериментальных площадок – УВК, художественные студии, центры детского творчества из Москвы и Подмосковья, двери которых здесь открыты для всех желающих. Хочешь:
– петь
– шить
– лепить
или просто играть? Присоединяйся! Вместе с мамой, папой или бабушкой. Хочешь уйти домой с новой игрушкой? Присоединяйся! С двух до шести здесь ежедневно идут настоящие открытые уроки для всех желающих, умеющих и не умеющих. Все дело в том, чтобы правильно выбрать и попасть в свой “класс”.
Среди кварталов ремесленников и ткачей – свой “Монмартр”. Знакомые лица! Вот Маша Дрезнина, член Союза художников России, преподаватель столичного УВК-1698 со своей художественной студией “Домашний театр”. (“УГ” уже рассказывала о ее деятельности в N 31 сего года).
…Кисти и краски
…ножницы и клей
…пыхтение и сосредоточенное молчание
…неожиданные слезы и шумные споры…
Заданная тема – “Подводное царство”. Такое загадочное и незнакомое, что “погружение” в него похоже на полет в космос.
– …Здесь все выбрали синий цвет, а я считаю, что можно взять и розовый, и зеленый – ведь море бывает таким разным, – поясняет двенадцатилетняя Даша Денисова. В мастерскую Марии Григорьевны она стала ходить только с сентября. “Я смотрела-смотрела на дочь, как она ждет эти занятия и какая возвращается – и решила ходить вместе с ней, – говорит ее мама. – В конце концов начать никогда не поздно. Мне уже не хочется фотографировать, интереснее взять кисть в руки и по-новому взглянуть на мир”. Екатерина Денисова снимает пальто, засучивает рукава и действительно берет кисть в руки.
…Однажды детям предложили написать сочинение на тему “В какой школе вы хотели бы учиться”. “В которой были бы уроки фантазии”, – отвечали некоторые. Но чем же заниматься на таких уроках? У Маши Дрезниной есть своя программа, гибкая, адаптивная. Тема сегодняшнего занятия, скорее, импровизация: соседи – международное общество “Подводный мир” – проводят одноименный конкурс детского творчества. А завтра? “Я летом разбирала детскую комнату сына и наткнулась на огромную коробку с какими-то наклейками, каждый ребенок собирает их в детстве. Вот завтра ребята принесут все свои богатства, и мы создадим какого-нибудь марсианина или человека будущего, несущего в себе приметы нашего времени”.
Еще не так давно требовалось немалое воображение, чтобы, заглянув в завтрашний день школы, представить, как будут рушиться стены этого “почасового исправительного дома”. Сегодня новый тип образования, ориентирующегося на личностно-значимую деятельность, завоевывает все новые позиции.
В прелестной детской книжке Марджери Вилльямс “Плюшевый кролик” кролик спрашивает лошадку: как узнать, настоящий ли он, нужно ли его для этого разбирать? Лошадка отвечает: “Ты настоящий не потому, что из чего-то сделан, а потому, что с тобой что-то происходит”. Американский педагог Эда Ле Шан, которая вспоминает этот эпизод, уверена, что, если бы различия между фантазией и реальностью когда-нибудь стали слишком четкими, человеческий прогресс остановился бы: ученый должен представлять себе невозможное, художник – помочь другим это представить. Хорошо, что организаторы выставки – ее директор Валерий Шпаков, его заместитель Татьяна Зиновьева и председатель фонда “Экология детства” Татьяна Шахновская – понимают эту простую истину.
Елена КОМАРОВА
Комментарии