“Мели, Емеля, да на другой мельнице!”
Педагогическая практика может игнорировать любую науку: “Мели, Емеля, да на другой мельнице!” Но в реальной жизни у нее появился оппонент, сбросить которого со счетов теперь уже (по прошествии примерно ста лет) не удастся. Это психотерапия.
Психотерапевт противостоит учителю именно как практик, как тот, кто “подбирает” неуспешных детей школьной галерки и делает с ними что-то такое, что позволяет им вернуться к нормальной жизни. То есть недвусмысленно демонстрирует, что это возможно, просто школа этого не умеет.
Почему? Конечно, по сравнению с учителем практический психолог (даже школьный) – фигура элитная. Работа психолога индивидуально направленная. Если же он работает с группой, подбор группы всегда осуществляется с учетом его тренерских возможностей: “Я могу охватить взглядом одномоментно восемь человек. Девятый уже окажется за границей моего внимания. Я знаю, что для успешной работы у меня в группе не может быть больше одного возбудимого ребенка. Я прекращу занятие, как только почувствую, что дети устали или потеряли интерес к своей деятельности”. Условие комфорта для “Я” психолога играет не последнюю роль в организации процесса взаимодействия.
Педагог, как бы мы ни пытались себя обманывать, работает всегда фронтально, на класс. Он обязан всем тридцати одновременно. И никто не будет выводить из его класса ученика на том основании, что с ним невозможно наладить продуктивный контакт.
Наконец, на консультацию к психологу приводят детей заинтересованные в нем люди, на психологическом слэнге – “замотивированные”. Они хотят ему доверять, его слушаться. Учитель же – привычный раздражитель, источник неприятностей, свидетель позора.
Кроме всего прочего, успешные, результативные психологи отличаются от учителей СТЕПЕНЬЮ ОБУЧЕННОСТИ. Мало того что их учили что-то понимать в человеке, они еще и владеют техниками: КАК устанавливать контакт, КАК слушать, КАК наказывать. Это КАК в психотерапии исчисляется десятками методик. За редким исключением все они остаются за пределами компетенции учителей.
Психологи, между прочим, стараются для учителей и пишут книжки. Хотя очевидно, что лучше было бы позволить им направить свои усилия не на переучивание старых педагогов с двадцатилетним стажем, а на подготовку студентов педагогических вузов.
Педагогов учат теории и не учат поведению. А ведь это то самое, при помощи чего психотерапия выпрямляет скрюченных школьным преподаванием детей и что, оказывается, определяет самочувствие и ученика, и учителя – необходимое условие учебного процесса.
И если мы хотим развития школы, то должны попробовать врастить психотерапевтические практики в работу школьного учителя, имеющего дело не с трудными, не с больными, а с нормальными детьми, чтобы они таковыми и оставались. Пробуем же мы в школе проводить профилактику гриппа?..
Марина АРОМШТАМ
Комментарии