Откуда берутся одаренные дети? «Природа», – скажут одни. «Родители», – добавят другие. «Учителя», – возразят третьи. Действительно, очень многое зависит от того, заметит ли талант ученика педагог и сумеет ли его развить. Николай Мартынович КОЧМАРИК, учитель биологии Октябрьской СШ №2 Архангельской области, регулярно «поставляет» ребят для областной очно-заочной школы для одаренных детей, а также для биологического отделения открытого лицея Всероссийской заочной многопредметной школы при Московском государственном университете.
Все, что я хотел бы знать, – это яблоня.Все, что я знаю, – ветвь яблони.Все, что я могу преподать ученикам, – это яблоко.Все, что останется в них, – это семечко.Но из любого семечка может вырасти яблоня…Ж.Эрве-Базен
Выявление «звездочек» происходит в том числе на нетрадиционных уроках. Например… оч.умелых. На этих занятиях из обыденных вещей (бухгалтерские счеты, пластмассовые бутылки и др.) создаются скелет, пищеварительная и кровеносная системы животных. А обычные дети превращаются в нестандартно мыслящих.
Первый класс. Первое сентября.
Дети с радостью спешат в школу. Глаза блестят – малыши в предвкушении чуда. Чуда познания… Им хочется поскорее окунуться в школьные будни, услышать заливистые звонки, порадоваться своему успеху. С ними рядом учитель, который всегда подскажет, поможет, направит.
Проходят месяцы, годы. И все исчезает. Где этот блеск в глазах, желание учиться, открывать новое? Школа превращается в серое здание с серыми буднями, с серыми уроками. Жажда познания, заложенная природой, остается неутоленной, преломляется в уродливое: «А зачем мне это нужно? Не хочу… Не буду».
Почему так происходит? Над учителями и детьми висит меч – оценка, и не столь важно: научил или нет, знаю или не знаю, главное – получить хорошую отметку. Пусть зубрежкой, но «пять».
Со временем многих вообще не волнуют отметки: двойка – так двойка, за четверть все равно поставят «три». Учитель часто вынужден работать с нагрузкой 30 часов в неделю в переполненных классах. Где уж тут найти место творчеству?
Но и в малокомплектных школах, где нет больших классов, ситуация не лучше.
Что делать? Как не дать погаснуть этой искре познания, развить ее, сделать одной из главных потребностей человеческого существования? Как заставить радоваться общению с книгой, научить получать удовольствие от беседы с интересными людьми?
В биологии есть закон Геккеля – Мюллера «Онтогенез – краткое повторение филогенеза», согласно которому в своем индивидуальном развитии мы повторяем эволюционный путь.
Младенцу, лежащему в колыбели, открывается лишь небольшое пространство, затем он переворачивается на живот, начинает ползать, открывая мир, в котором можно многое увидеть, услышать, попробовать, потрогать. А когда ребенок встал и пошел, оказалось, что горизонт безграничен, неизведанный мир – мир знаний – огромен.
Вот тогда учитель становится тем импульсом, который поддерживает интерес к познанию этого мира, помогает разобраться в нем.
Учитель не просто укладывает знания в голову ребенка. Он должен помочь ученику превратить свой мозг в лабораторию, где из разнообразных знаний синтезируется, рождается что-то совершенно новое, неожиданное.
Каждый урок должен стать интересным, привлекательным по причине своей недосказанности, которая подталкивает к новым открытиям, зовет за собой.
На этом пути появляются вера в свои силы, ощущение свободы, мир открывает перед ребенком все новые грани, предлагает варианты решения сложных вопросов.
Как помочь каждому ученику не потеряться в этой жизни, найти свое место на уроке? Как помочь увидеть в обыденном необычное, создать из повседневного удивительное?
Говорите о сложном увлекательно, эмоционально!
Вглядитесь в лица детей! Поймите их! Полюбите такими, какие они есть!
Проявите фантазию, творчество, ведь именно сплав творчества, терпения и любви к детям делает учителя Учителем!
Комментарии