Как-то январским вечером в канун Рождества мне позвонила Юля Варламова, давняя моя знакомая (еще со времен проведения в Удмуртии межрегиональной зимней школы «Учитель года») из удивительной школы «Гармония», что находится в Ижевске, и спросила, могу ли я приехать и принять участие во Всероссийском проекте «Мобильный учитель». Об этой программе я уже слышал от своих коллег – учителей года России, многие из них участвовали в проекте с самого его зарождения, их отзывы об этой деятельности были самые вдохновляющие..
Это интеграция двух проектов, которые реализуются в школе более пяти лет, – «Внутрифирменное повышение квалификации педагогов» и «Мобильный учитель».
Идея первого – организация системы повышения квалификации педагогов в самой школе в разнообразных традиционных и нестандартных формах. Школа приглашает интересных и передовых педагогов – профессионалов, финалистов конкурсов – на временные сессии, мастер-классы. Именно такие события дают возможность учителям посмотреть на свою работу с другого ракурса, вооружиться новыми приемами. Эффект таких встреч очень ценен и для педагогов принимающей школы, и для тех, кто приезжает из разных регионов России!
В школе «Гармония»
Проект «Мобильный учитель» – это временные сессии занятий ведущих педагогов страны для учеников «Гармонии» с целью предоставления возможности детям взглянуть на предмет по-другому, узнать новое о себе и познакомиться с уникальными педагогами.
Первая сессия этого года собрала в международной школе «Гармония» города Ижевска учителей из республик Чечня и Башкортостан, Ленинградской, Белгородской и Воронежской областей, Ставропольского и Краснодарского краев.
Ахтам Чугулаев, первый абсолютный победитель конкурса «Директор школы России», руководитель проекта и школы, обозначил формат мероприятия: «Чувствуйте себя как дома и подарите нашим детям волшебство ваших предметов и знаний, даже если один ученик загорится вашей дисциплиной, значит, миссия будет выполнена!» В школе «Гармония» реализуется много интересных проектов, направленных на развитие различных видов одаренности. Как считают педагоги этой школы, все дети одарены, только это надо вовремя увидеть и помочь ребенку раскрыться. При школе работает несколько лицеев, которые как раз и позволяют школьникам найти себя в этой жизни. В Спортивном лицее воспитывают будущих звезд баскетбола и хоккея, в Кембриджском – дипломатов и переводчиков, в Музыкальном лицее имени П.И.Чайковского – артистов и театралов. А еще есть лицеи имени Хусаина Фаизхана и преподобного Сергия Радонежского, Высшей школы экономики и Росгвардии. Отдельно хочется сказать о работе госпитальной школы, в которой мне удалось провести урок.
Как вы понимаете, школа необычная и реализует огромное количество программ дополнительного образования для детей, ведет просветительскую работу, в том числе привлекая лучшие педагогические ресурсы нашей страны.
Удивительные приемы и вовлеченность в урок показал учитель МХК из города Сергиева Посада Московской области Александр Демахин, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России». Его мастер-класс так заворожил всех присутствовавших, что после его окончания не хотели расходиться.
Волшебство слова и мысли, как нужно тонко и изящно говорить о незыблемых человеческих ценностях, продемонстрировала Наталья Тихонова, учитель литературы из Воронежской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года». Как удивительно раскрыли себя ученики начальной школы в поиске истины на ее уроке, эмоции переполняли всех!
Очень интересно прошли уроки и мастерские молодых педагогов, которые в этом году стали победителями Всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Яраги Изнауров, учитель обществознания из Грозного, говорил о бюджете семьи и безработице. Максим Бойко, учитель истории Муринского центра образования Ленинградской области, провел с детьми урок «Экономика и ее роль в жизни общества». Анна Сопрун, учитель русского языка из Ставрополя, рассказала о средствах художественной выразительности в литературе.
Практико-ориентированные уроки математики «Первый признак подобия треугольников» и «Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника» продемонстрировал Михаил Гарус, представлявший образовательный комплекс «Алгоритм успеха» Белгорода. Заинтересовать своим предметом смогла учитель изобразительного искусства из Уфы Ангелина Тимирова. Она рассказала ребятам об анимации.
В общей сложности участники проекта провели за три дня шестьдесят один урок. Наглядным примером нашей работы стал небольшой пост в Интернете: «Неделя науки продолжается. Сегодня специально для учеников госпитальной школы урок астрономии в режиме онлайн провел заслуженный учитель Кубани, учитель года-2000 Андрей Иванович Семке. Андрей Иванович работает учителем физики в школе №19 города Ейска Краснодарского края. Его необычные уроки увлекают учеников, погружают их в интересный мир Вселенной. Очень внимательно школьники слушали рассказ о жизни на Марсе, рассмотрели, как выглядит вода на МКС, узнали, есть ли у Луны лицо и почему волки воют на Луну. Познавательные истории Андрея Ивановича так понравились ученикам, что на занятии по робототехнике они сконструировали и запрограммировали лунные вездеходы».
Отличные отзывы можно было слышать от ребят школы «Гармония» и учителей после каждого урока.
Бабушки из Бураново
За время участия в этом проекте учителя побывали на двух культурных площадках: посетили спектакль в театре «Молодой человек» «Событие_это_я» и на встрече с бабушками из Бураново.
Описать свои эмоции после этих мероприятий очень сложно. Первое – это энергия, задор студентов-актеров из педагогического университета, истории из жизни, которые заставляют задуматься, остановиться и переосмыслить свои жизненные вехи. Второе – это душевное тепло, неиссякаемая энергетика и чувство патриотизма и душевного равновесия от пения и танцев нашего достояния «Бабушек из Бураново». Нас поразили голос Зои Сергеевны, веселые рассказы Галины Владимировны, теплота двух Семеновен: Валентины и Екатерины.
Гранюшка влюбила в себя непосредственностью. Алевтина Геннадьевна показала нам построенный на собранные группой деньги храм. Ольга Николаевна, художественный руководитель, поведала нам о судьбах бабушек, рассказала историю Бураново. Как нам было тепло и уютно с этими милыми, красивыми, умелыми бабушками! Спасибо им за счастье, которое они дарят нам. И очень хочется, чтобы обещание, данное несколько лет назад президентом нашей страны о встрече с бабушками из Бураново, было исполнено, они этого ждут!
Лаборатория «Мобильный учитель» – это педагогическое событие длиной в несколько дней: уникальная встреча учителей года России, лауреатов и победителей «Педагогического дебюта», двух профессиональных конкурсов страны. «Учитель года» – всероссийский конкурс, который в прошлом году отметил свое тридцатилетие, превратившись в большое педагогическое общественное движение. Десятки тысяч людей прошли через его испытания на разных этапах по всей стране, около трех тысяч стали участниками финала. И многие из тех, кто пришел на конкурс, до сих пор остаются в нем, в его движении, изменяя этот мир к лучшему и доказывая, что профессия педагога глубока и благородна.
Конкурс «Педагогический дебют» – это энергия молодых педагогов, стаж которых не превышает 5 лет. Здесь много номинаций, где каждый начинающий работник системы образования может попробовать себя. И это прекрасный старт и возможность профессионального роста для тех, кто в силу возраста много сомневается, ищет, пробует новое и, самое главное, неравнодушен к своей профессии! Нужно заметить, что некоторые победители конкурса «Учитель года России» дебютировали и получили конкурсный опыт именно в «Педагогическом дебюте».
Преемственность этих конкурсов очевидна так же, как и их общая миссия – выявление сильных профессиональных сторон и личностного потенциала педагога. Все, кто хоть раз принимал участие в очном открытом конкурсном испытании, согласятся, что это событие приносит внутреннее качественное изменение ее участников. Конкурс выявляет личности, а личность педагога в образовании – важнейший ресурс развития самой системы и отдельной школы.
Лаборатория «Мобильный учитель» объединила разные события и форматы: мастер-классы, открытые уроки, лекции, консультации, мини-стажировки и мастерские. Это замечательная возможность педагогического общения, творчества, вдохновения для всех! Для участников «Педагогического дебюта» эта встреча – возможность пройти стажировку: не только показать то, что уже хорошо получается, но и обогатиться идеями и новыми подходами! Для учителей – увидеть новые приемы и формы работы, которые предлагает молодежь.
Лаборатория выполнила главную задачу – создание насыщенной среды, обмена информацией, преодоление замкнутого пространства.
Андрей СЕМКЕ, доцент кафедры управления образовательными системами и кадрового резерва ИРО Краснодарского края, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани, учитель года-2000, абсолютный победитель Всероссийского открытого конкурса «Мужская профессия»; использованы материалы Ю.ВАРЛАМОВОЙ, Международная школа «Гармония», Ижевск
Комментарии