search
main
0

Лаборатория химических загадок

Развитие естественно-научного образования в школе как важный фактор развития талантов детей

Естественно-научное образование играет принципиальную роль в формировании научного мировоззрения обучающихся. Не стоит также недооценивать гуманитарную роль естество­знания. Знание законов природы, понимание фундаментального единства законов природы и социальных процессов объективно побуждает учитывать их во всех областях человеческой деятельности.

Выстроенная в школе №218 стратегия естественно-научного образования от дошкольного возраста до выпускных классов позволяет постепенно раскрывать таланты у многих учеников, что позволяет им быть успешными не только в естественно-научной деятельности (академическое направление), но и в совершенно других областях предпрофессиональной деятельности (медицина, инженерия, волонтерское движение).

В качестве примеров ярких результатов учеников школы можно привести успехи Василисы Кислицыной на Международной естественно-научной олимпиаде и Международной олимпиаде по химии («серебро» на обеих олимпиадах); в 2021 году, как и в предыдущие годы, традиционно обучающиеся школы №218 участвуют в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по нескольким естественно-научным предметам – биологии, химии, экологии; по опубликованным результатам рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика) школа уже много лет в рейтинге лучших школ России по конкурентоспособности учеников, входит в 100 лучших школ России, в 2020 году в 50 лучших школ России в направлении «Медицина».

В чем заключается концепция естественно-научного образования в школе №218? Обучение через гибкую систему построения индивидуальной траектории, психолого-педагогического сопровождения детей и их семей, возможности разноуровневого обучения по различным предметам – основа педагогической концепции школы №218. Ее реализация выстраивается от дошкольной ступени, через начальную, среднюю и старшую школу в соответствии с возрастными особенностями детей.

Современному специалисту в области естественных наук требуется широкий научный кругозор и овладение основными научными парадигмами физики, химии, биологии, экологии и других наук естественного цикла. Концепция школы в естественно-научном образовании реализуется через системы кружков, модулей, пропедевтического обучения, а также предпрофильного, профильного и углубленного изучения предметов. Основной тенденцией являются согласованность программ по каждой ступени образования, преемственность и межпредметная интеграция.

Формирование естественно-научных представлений начинается в дошкольном возрасте, они закладывают у дошкольников основу миропонимания. Еще на уровне дошкольного образования можно и нужно экспериментировать, открывать, реализовывать коллективные проекты на базе групп учащихся. В рамках занятий в дошкольных группах, в частности в рамках дополнительного образования (например, кружок «Экспериментариум»), проводится пропедевтическая работа по научно-исследовательской деятельности.

На уровне начального общего образования формируется самостоятельная учебно-познавательная деятельность ребенка. Продолжается работа по освоению исследовательской деятельности, но не только в групповых, но и в индивидуальных проектах. В рамках освоения компьютерных технологий дети учатся представлять результаты проведенных исследований в форме защиты презентации. Проводятся ежегодные конференции исследовательских и проектных работ учащихся начальной школы. В начальной школе также есть естественно-научные кружки, использующие современное оборудование.

Предметное образование на уровне основного общего образования с 2020 года начинается с предмета «Естествознание». Выполняя пропедевтическую роль, курс «Естествознание» содержит системные знания. Интеграция различных естественно-научных областей знания основана на представлении о единстве природы и общем для всех естественных наук методе познания. В основе курса лежит деятельностный подход, ученики вовлекаются в учебную деятельность, способствующую активному получению знаний: для них проводят демонстрации, они осуществляют наблюдения, в том числе с помощью современных микроскопов, практические и лабораторные работы, некоторые уроки проводятся в мобильном планетарии. Разные виды деятельности направлены на активизацию познавательного интереса и обеспечивают освоение и развитие исследовательских умений.

В 6‑м классе по биологии предоставляется дополнительное учебное время для практического освоения учебного материала (дополнительный час в учебном плане). Кроме того, в 6‑м и 7‑м классах вводится система естественно-научных курсов по выбору: «Мир на ощупь», «Естественно научно!», «Лаборатория химических загадок». Ученики школы впервые соприкасаются с новыми областями знаний через рассуждения, открытия и эксперименты. Такой подход не вызывает у учеников чувства тревоги при изучении новых трудных предметов, позволяет постепенно через деятельность включиться в систему понятий и закономерностей. Ряд учеников такие курсы увлекают настолько, что они с удовольствием включаются в глубокое изучение предметов.

Пропедевтическое преподавание химии с 7‑го класса, параллельно с новым учебным предметом «Физика», дает возможность формирования целостной научной картины мира, предпрофильной ориентации учащихся, накануне выбора предметов углубленного и профильного изучения. Во всех образовательных формах проводится подготовка учащихся к участию в интеллектуальных соревнованиях, олимпиадах и творческих конкурсах естественно-научного профиля.

С 8‑го класса обучение проводится по индивидуальным учебным планам, в рамках которого учащимся предлагаются спецкурсы, группы базового, профильного или углубленного изучения предметов естественно-научного цикла. Расширяется включение детей не только в проектную, но и в научно-исследовательскую деятельность с привлечением преподавателей вузов. Результаты представляются на ежегодной общешкольной конференции, и лучшие работы рекомендуются для представления на окружных, региональных и всероссийских конкурсах. Отдельные курсы дополняются практикумами, обучающиеся многие опыты проводят своими руками в лабораториях. На уровне 9‑11‑х классов ученики участвуют в различных естественно-научных турнирах (биологических, химических).

В рамках проведения ежегодного общешкольного Дня науки и творчества учителя-предметники совместно со старшеклассниками и выпускниками разрабатывают и проводят ряд площадок для дошкольного, младшего школьного возраста, 5‑6‑х классов. Подготовка учащихся на этом этапе служит надежной базой и основой мотивации для осознанного восприятия систематических курсов в основной и средней школе.

Все это позволяет не только умозрительно изучать предмет, но и ликвидировать дефицит знаний типа know how – «знаю как», то есть ученики учатся формулировать вопросы, выстраивать эксперимент, обосновывать, доказывать; использовать приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации и сотрудничать в решении вопросов.

Учащиеся на ступени среднего общего образования выбирают и фиксируют уровень продолжения обучения по каждому предмету: базовый, профильный или углубленный. Реализация учебного плана идет не только в рамках урочной деятельности, но и в кружках, и на спецкурсах. К преподаванию, особенно на кружках, привлекаются выпускники и старшеклассники – призеры олимпиад. На уровне 10‑11‑х классов часто идет взаимообучение учащихся, они могут сами организовывать для своих сверстников дополнительные занятия по интересующим темам. Продолжается проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся.
Большое внимание уделяется выбору профессиональной деятельности учащихся, многие ученики сдают предпрофессиональные экзамены по академическому, медицинскому или инженерному профилю.

В содержание образовательных программ школы и всех рабочих по соответствующим предметам заложены единые принципы:
1. Согласованность программ каждой ступени образования, что обеспечивает преемственность.

2. Метапредметный подход к содержанию естественно-научного образования.
3. Конгруэнтность преподавания всех естественных дисциплин.
4. Экологизация образования, которая реализуется на всех уровнях и во всех формах преподавания.
5. Непрерывность процесса формирования систем, методов и приемов научно-исследовательской работы.

В результате такой системы образования у обучающихся на всем протяжении их обучения формируется естественно-научная грамотность. К концу обучения в школе они способны занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям; они умеют научно объяснять явления, понимают основные особенности естественно-научного исследования; умеют анализировать и интерпретировать данные.

Одним из самых важных эффектов выстраивания концепции естественно-научного образования в школе является то, что ежегодно более трети выпускников школы связывают свое будущее с естественно-научным направлением (физикой, химией, биологией, медициной, технической сферой). Многие из выпускников школы продолжают заниматься наукой после получения высшего образования.

Носителем ценностей естественно-научного образования для ребенка является яркая творческая личность учителя. Эту концепцию в школе №218 реализует коллектив единомышленников, слаженно работающих для достижения единой цели.

Талантливые учителя предоставляют возможность развиваться талантам детей.

Юрий КРЫЛОВ, заместитель директора школы №218

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте