search
main
0

Лабиринт Бемоля Диезовича, или Загадки ноты “до”

Сначала проверьте ответы на задачи из рассказа “Бегство из страны Глухомании”, опубликованного в N 18.

Глава вторая. Задача “Ноты” (1. Ми. 2. Ре. 3. Ля. 4. Соль. 5. До. 6. Си). Нет ноты “фа”.
Глава четвертая. “Инструменты симфонического оркестра” (1. Челеста. 2. Скрипка. 3. Тромбон. 4. Арфа. 5. Гобой. 6. Валторна. 7. Литавры. 8. Виолончель. 9. Кларнет. 10. Контрабас. 11. Тарелки. 12. Ксилофон. 13. Флейта). Ребус (Петр Ильич Чайковский, “Лебединое озеро.).
Глава пятая. (По горизонтали: 1. Элегия. 2. Вокализ. 3. Романс. 4. Искусство. 5. Дуэт. 6. Интервал. 7. Кларнет. 8. Ариозо. По вертикали: Эвридика).
Глава шестая. Александр Порфирьевич Бородин (По горизонтали: 2. Петербург. 4. Химия. 5. “Слава”. 6. Ярославна. По вертикали: 1. “Богатырская”. 2. Пушкин. 3. Кончак). Опера (1. Хор. 2. Пение. 3. Увертюра. 4. Ария. 5. Балет).
Глава седьмая. Чайнворд “Ключ” (1. Интервал. 2. Лад. 3. Диез. 4. Затакт. 5. Темп. 6. Прима. 7. Аккорд. 8. До. 9. Октава. 10. Акцент. 11. Терция).
Глава последняя. Кроссворд (По горизонтали: 2. Туш. 5. Барабан. 8. Балет. 9. Лядов. 11. Бородин. 12. Акт. По вертикали: 1. Шуман. 3. Патефон. 4. Шаляпин. 6. Бас. 7. Хор. 10. Точка).

– Я рад тебя приветствовать, Коля! Мне придется немного огорчить тебя, но в то же время я тебя и обрадую, – Бемоль Диезович с улыбкой посмотрел на недоумевающего Колю.
– Огорчить?
– Понимаешь, я сам огорчен, что не смогу сопровождать тебя в трудном, но увлекательном пути.
– Я должен отправиться в путь!
– Да, и с тобой все ребята.
– Я готов.
– Ну так слушай меня внимательно. – Бемоль Диезович порылся в стопе книг, вытащил потертую папку и протянул ее Коле. – Здесь ты найдешь много интересного. Не торопись прочитать все сразу…
– Бемоль Диезович, здесь ключ!
– Это ключ от музыкального лабиринта.
– А к ключу ленточкой привязана какая-то записка…
-Ты прочитаешь ее, когда останешься один. Из нее ты узнаешь, где находится лабиринт. Вот тогда-то и пригодится ключ. А пока прочитай стихи на первом листке. И Коля прочел:
“Я хочу познать искусство –
Самый лучший дар богов,
Силой разума и чувства
Охватить весь мир готов.
Так давайте в многотрудный
И в далекий путь пойдем,
Чтоб не жить нам жизнью скудной
В прозябании пустом”.

ГЛАВА ПЕРВАЯ
Громадная железная дверь осталась позади. Прижимая к груди папку, Коля шел по узкому длинному-предлинному коридору со множеством дверей.
За одной пел хор, за другой играл оркестр, за третьей звучала арфа…
Куда идти? Вдруг Колино внимание привлекли необыкновенные звуки, напоминающие звучание гигантского оркестра. Коля распахнул дверь и стал спускаться по лестнице навстречу прекрасной музыке. Все ниже вели ступени. И вдруг Коля очутился на мощеной площади. Перед ним лежал громадный город с четкими силуэтами церквей. Промелькнула почтовая карета…
“Куда я попал?” – удивился Коля и достал из папки пожелтевший листок. “Это Лейпциг первой половины XVIII века. Прямо перед тобой церковь Святого Фомы”.
Коля поднял глаза: перед ним возвышалось здание с крутой черепичной крышей, высокой колокольней. Около трехэтажного здания, слева от церкви, играли ребятишки в ветхой одежонке.
“Наверное, школа”, – подумал Коля. Из здания вышла группа мальчиков в строгой темной одежде и направилась в церковь. Коля пошел следом за ними. Внутреннее помещение церкви поразило его. Свет, проникающий сквозь цветные стекла причудливой формы, бликами играл на стенах. Мальчики поднялись на возвышение, где сверкал золотистыми переливами громадный инструмент. Он состоял из трубок различной длины и формы.
“Орган, -узнал Коля, -король инструментов!” …Закончилась церковная служба, опустели деревянные скамьи с резными спинками. Ушли и мальчики-хористы. А Коля все стоял, словно в оцепенении. За пультом органа, как повелитель звуков, сидел человек в парике по моде того времени, в кафтане с металлическими пуговицами.
А звуки, то низкие, то нежные и светлые, то звенящие, как колокольчики, наполняли пространство. Отзвучала одна тема, ее сменила другая.
Человек оторвал руки от клавиатуры и посмотрел с кафедры вниз на Колю:
– Мой юный друг! Я рад, что ты навестил меня и с вниманием слушаешь мою музыку. Нравится ли тебе она?
-Очень, очень нравится!
– Я сыграл для тебя Токкату и Фугу ре минор, мое любимое произведение. Да… много воды утекло с той поры.. Всю жизнь мне пришлось много и прилежно работать. Мне не было и 10 лет, когда я остался круглым сиротой. Мой старший брат служил церковным органистом. Если бы ты знал, мой юный друг, как скучны и однообразны были его занятия со мной! Как-то я узнал, что в закрытом шкафу хранится тетрадь с сочинениями прославленных композиторов. Тайком доставал я эту тетрадь и по ночам переписывал ноты при лунном свете. Целых полгода! Но однажды брат застал меня за этим занятием и отобрал переписанные ноты.
В пятнадцать лет я начал самостоятельную жизнь. И вот служу в церкви Святого Фомы, руковожу хором певческой школы, ее ты видел, когда проходил по площади.
Мне и сейчас нелегко: церковное начальство недовольно моей музыкой. Оно находит ее слишком яркой, слишком человечной. Нет в моей музыке отрешенности от всего земного…
Многие из моих детей тоже стали музыкантами. Мой брат Якоб служил в оркестре Карла XII. Я посвятил ему пьесу, которая называется довольно длинно: “Каприччио на отъезд возлюбленного брата”.
Когда ты станешь старше, мой юный друг, ты познакомишься с моими большими произведениями – Мессой си минор, прелюдиями, концертами. Ты поймешь, что своей музыкой я хочу помогать человеку в горе, делить его радости. Я хочу показать все прекрасное и благородное, что таится в человеке!..
Человек хочет “силой разума и чувства охватить весь мир”.
И пусть ты, Коля, не станешь музыкантом, как и многие ребята, которые отправятся вместе с тобой в загадочный лабиринт, но встречи с прекрасным миром музыки обогатят вас, украсят вашу жизнь.
В добрый путь!
Из папки Бемоля Диезовича
“Его музыка – гармония Вселенной”.
Альберт Эйнштейн

“Не ручей! Морем он должен был называться”.
Людвиг Бетховен

“И этот человек, величайший композитор и величайший исполнитель музыкальных произведений, который когда-либо существовал и, по всей вероятности, будет существовать, был нищим. Гордись им, родина, гордись, но и будь достойной его!”
Форкель, первый биограф

Семь композиторов
Впишите в свободные клетки фамилии семи западно-европейских композиторов, начинающихся с буквы “Б”.

С кем встретился Коля в музыкальном лабиринте? О ком сказано в цитатах, которые Коля нашел в папке Бемоля Диезовича?
Какие произведения этого композитора вы слышали, в чьем исполнении?
Музыкальный словарь
Токката – пьеса для клавишного инструмента. Она отличается непрерывностью, живостью ритмического движения.
Фуга – музыкальное произведение, в котором, поочередно вступая, несколько голосов повторяют и разрабатывают в различных вариантах начальную тему.
Каприччио – виртуозная музыкальная пьеса типа фантазии. В каприччио много неожиданных оборотов, эффектов.
Mecca – многоголосое хоровое произведение.
Прелюдия – музыкальная пьеса, не имеющая строго установленной формы. Обычно лирического или лирико-драматического характера.

ГЛАВА ВТОРАЯ
И снова оказался Коля в длинном-предлинном коридоре со множеством дверей. И снова чудесные звуки, наполнявшие лабиринт, звали его остановиться.
Нерешительно толкнул Коля одну из дверей и… очутился на окраине большого города. Теперь Коля знал, что надо поскорее открыть папку Бемоля Диезовича.
“Ты – недалеко от Вены самого начала XIX века. В маленьком домике, возле которого ты стоишь, живет выдающийся композитор, “отец симфонии”. Он ждет тебя”, – прочитал Коля и увидел, что из домика навстречу ему вышел довольно бодрый, невысокий человек. Лицо его, загорелое, некрасивое, но располагающее, понравилось Коле одухотворенностью и живостью.
– Очень и очень тронут вашей любезностью! Вы навестили меня в моем уединении. Но, зная о цели вашего посещения, позвольте мне начать свой рассказ немедленно, – композитор жестом указал Коле самое удобное кресло и продолжал: – Не сочтите нескромностью, мой молодой друг, если мне придется называть иногда факты и обстоятельства, возвышающие меня.
Итак, я приступаю. Родился я в здешних местах в семье ремесленника. От своего отца, каретного мастера, я унаследовал не только трудолюбие, но и музыкальность. Отец прекрасно пел и аккомпанировал себе на арфе. В 5 лет я уже обладал огромным богатством. Вы удивлены, мой друг? Моим богатством был прекрасный слух и голос, приводивший всех в восхищение. Я пел в главном церковном хоре Вены. Но однажды… Слышали ли вы о “ломке голоса”?
– Слышал, у меня самого что-то голос стал то басить, то пищать. И в хоре сказали, чтобы я пока повременил с пением.
– Так вот, а меня в момент мутации, ломки голоса, просто выставили на улицу. Представьте: громадный город и в нем – никому не нужный мальчишка. Я играл на самодельной скрипке на улицах и площадях. За гроши давал уроки музыки.
На холодном чердаке на полуразрушенном клавикорде я изучал музыку знаменитых композиторов. А бродя по улицам Вены, запоминал австрийские, тирольские, венгерские, чешские, украинские народные мелодии.
Потом 30 лет руководил я капеллой князя Эстергази. Каждое утро я обязан был в приемной дожидаться распоряжений князя относительно музыки на этот день. А музыка должна была звучать не только по праздникам, но и в обычные дни, за обедом и вечером. Приходилось подбирать музыку в соответствии с подаваемыми на стол блюдами. Для супов – одну, для десерта – другую. Я уже не знал, кто я: капельмейстер или лакей?
И все-таки я находил время для занятий любимым делом – сочинением симфоний. Я стремился, чтобы музыка моя была проста, ясна и в то же время внутренне богата. Раньше симфония была развлекательной, бытовой музыкой. Я в своих ста четырех симфониях попытался дать слушателям представление о многоликой жизни человека, о его душевном богатстве.
Изредка мне удавалось бывать в Вене, встречаться с моим любимым Моцартом. Но только изредка – князю не нравились отлучки его людей.
Только в 60 лет получил я полную свободу. Меня пригласили в Англию. Мои концерты в этой стране прошли с триумфальным успехом. В Англии я написал знаменитые теперь двенадцать “Лондонских симфоний”.
Но меня тянуло домой. Вернувшись в Вену, я сочинил оратории “Сотворение мира” и “Времена года”. Мою музыку знают во всем мире. Академии многих стран избрали меня своим почетным членом.
Юный Бетховен берет у меня уроки по композиции. Я, старик, считаю его своим продолжателем и с радостью передаю ему эстафету.

ПЯТЬ БУКВ

В каждом кольце, начав с кружочка, помеченного стрелкой, впишите по ходу часовой стрелки слова следующих значений:
1. Площадка, на которой происходит театральное представление.
2. Специфическая окраска звука, свойственная данному музыкальному инструменту или голосу.
3. Поездка артистов для гастрольных выступлений.
4. Семья итальянских мастеров смычковых инструментов.
5. Наименьший отрезок мелодии, который отличается характерной интонацией.
6. Тонкая вертикальная палочка возле нотной головки.
7. Объявление о спектакле, концерте.
8. Заключительная часть оперы, балета, музыкального произведения.

Из папки Бемоля Диезовича
“Утро”, “Полдень”, “Учитель”, “Охота”, “Медведь”, “Курица”, “Огонь”, “Прощальная” – таковы названия некоторых его симфоний.
Музыкальный словарь
Клавикорд – старинный музыкальный инструмент, предшественник фортепиано.
Капелла – коллектив музыкантов, объединяющий певцов и инструменталистов. В прошлые века капеллы существовали при княжеских дворах. Сейчас капеллами обычно называются хоровые коллективы.
Симфония – большое сочинение для оркестра, возникла в XVIII веке. Классическая симфония состоит из четырех частей.

Геннадий ШАРИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте