search
main
0

Квоты на платное образование: барьеры для абитуриентов или инструмент наведения порядка?

В российском высшем образовании назревает серьезная реформа, способная в корне изменить правила приема на платные отделения. Проект Правил определения предельного количества мест для приема на 2026/27 учебный год, разработанный Минобрнауки, уже успел вызвать шквал критики со стороны Ассоциации негосударственных вузов (АНВУЗ России).

ru.freepik.com

Волгоградский институт бизнеса, Казанский инновационный университет, Курский институт менеджмента, Российский новый университет и другие учебные заведения выступили с жесткой аргументацией, указывающей на системные недочеты проекта. Их коллективный голос — это не просто просьба о поправках, а требование диалога о будущем всей системы платного высшего образования.

Отложить нельзя, применить

Один из самых принципиальных аргументов касается временного фактора. Представители вузов указывают на нарушение конституционных принципов. «Высшие учебные заведения не были предупреждены перед началом приема абитуриентов на 2025-2026 учебный год о применении Методики, ограничивающей количество мест на основании результатов приемных кампаний прошлых периодов», — говорится в предложениях. Эта норма, по сути, имеет обратную силу, что, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, недопустимо. На этом основании университеты предлагают отложить введение новых правил как минимум на год, до приемной кампании 2027/28 учебного года.

Более радикальное предложение поступило от Волгоградского института бизнеса. Его ректор, Лидия Викторовна Шамрай-Курбатова, напрямую заявляет: «Предлагаем не распространять действие Методики… в отношении следующих категорий абитуриентов: лиц, поступающих на базе СПО; лиц, поступающих на второе и последующее высшее образование; участников СВО и членов их семей». Это предложение подсвечивает социальную значимость вопроса, ограждая от потенциальных ограничений ключевые для экономики и общества группы граждан.

От эксклюзивной подготовки до коррупционных рисков

Критике подверглись и конкретные расчетные механизмы Методики. Так, правило, при котором прием на платное отделение прекращается, если среднее количество принятых за три года меньше 10 человек, вузы называют «неоправданно ограничительным».

«Бывают малые группы с количеством обучающихся менее 10, что свидетельствует об эксклюзивной подготовке, которую нельзя считать негативным моментом», — аргументирует ректор Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова Асия Витальевна Тимирясова.

Аналогичная логика применяется к новым направлениям подготовки: установленный лимит в 10 мест для «стартапов» признается недостаточным для формирования жизнеспособной академической группы. Вузы-критики единогласно предлагают поднять эту планку до 25 мест.

Пожалуй, самый серьезный контраргумент — это указание на коррупциогенные факторы. Речь идет о пункте, дающем Межведомственной рабочей группе при Минобрнауки право «в случае необходимости» корректировать предельное количество мест. Руководители вузов проводят полноценную антикоррупционную экспертизу, указывая на два опасных фактора: «определение компетенции по формуле «вправе» и «юридико-лингвистическая неопределенность» термина «в случае необходимости».

«Предлагаемая проектом формулировка нарушает требования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции», — констатируют представители Ассоциации негосударственных вузов. Для устранения этого предлагается либо полностью лишить рабочую группу этого права, либо дать исчерпывающий закрытый перечень обстоятельств, при которых такая «необходимость» может возникнуть.

Олег Николаевич Смолин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, в свою очередь, поддерживает предложение Минобрнауки устанавливать обязательный барьер в 50 проходных баллов не по всем специальностям. Депутат считает, что главная задача законопроекта связана не с качеством образования, а с прогнозом Минтруда, который сообщает, что до 2030 года нам потребуется только 30% людей с высшим образованием и 70% со средним профессиональным, при этом не уточняют, речь идет именно о рабочих специальностях или о специалистах среднего звена, или о тех и других вместе. Олег Николаевич выступает за направление предложения в Минобрнауки сделать ключевым фактором отбора вузов, получающих право на платный прием, не баллы ЕГЭ, а трудоустройство выпускников.

Чего не учли в Методике?

Вузы отмечают и содержательные пробелы проекта. Один из них — игнорирование Национальных рейтингов по трудоустройству выпускников. При этом авторы предложений апеллируют к позиции Президента РФ В. В. Путина, который на ПМЭФ-2025 назвал такой рейтинг «ключевым показателем эффективности управленческих команд учебных заведений». Неучет этого показателя, по мнению ректоров негосударственных вузов, противоречит курсу на ориентацию образования на потребности экономики. Так, например, директор Технического университета УГМК Вячеслав Александрович Лапин, отметил, что выдвижение тезиса «нужно меньше гуманитариев и больше технарей не решение проблемы» — и предложил в качестве альтернативы обучение нужных рынку труда специалистов за счет предприятий, куда те будут в перспективе трудоустроены, индустриальных партнеров вуза.

Еще один упущенный нюанс — региональная специфика. Ректор Курского института менеджмента, экономики и бизнеса Владимир Михайлович Окороков обращает внимание на то, что Методика не учитывает особенности приема абитуриентов из Белгородской и Курской областей, а также из новых субъектов РФ, где действуют особые правила государственной итоговой аттестации. Это создает риски неравенства для абитуриентов из этих регионов.

Владимир Алексеевич Зернов, ректор Российского нового университета, уверен, что мнение исключительно частных вузов может не быть учтено, к полилогу должны подключаться и государственные. К тому же, доктор технических наук и академик-секретарь РАО выразил солидарность с Олегом Николаевичем Смолиным: значение проходного балла ЕГЭ гипертрофировано.

Владимир Алексеевич Зернов. Фото: Вадим Мелешко

«Великий могучий Советский Союз оставил нам, его правопреемникам, в наследие город Жуковский. Рядом – два вуза – МФТИ и МАИ. Проходной балл по трем предметам ЕГЭ на физтех – 298-299, а в МАИ – около 200. Тем не менее, через 15-20 лет после выпуска подавляющее большинство выпускников МФТИ работают под руководством выпускников МАИ. Если изучить структуру Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), то научный руководитель – выпускник МФТИ, но гендиректор и все руководство – выпускники МАИ», — поставил вопрос ребром Владимир Зернов.

Михаил Николаевич Стриханов, академик Российской академии образования, научный руководитель Московского инженерно-физического института (МИФИ), возразил, что балл ЕГЭ является важным показателем для поступления, но для успешного трудоустройства и быстрого карьерного роста важны еще и административные навыки, которые приобретаются уже при обучении в вузе.

Михаил Николаевич Стриханов. Фото: Вадим Мелешко

Наконец, Владимир Алексеевич Зернов обратил внимание на сложности частных вузов, подчеркнув, что вступительные испытания в них порой строже, чем в государственные, а проходные баллы не ниже, однако до сих пор в социуме бытует миф о более низком качестве высшего образования в негосударственном секторе по сравнению с государственным.

В поисках баланса

Коллективный голос ректоров вузов рисует картину потенциально опасного нововведения. Проект Методики в его текущем виде, по их оценке, грешит ретроспективностью, излишней жесткостью, способной уничтожить уникальные и новые образовательные программы, и содержит правовые нормы, открывающие поле для злоупотреблений.

Вузы не просто критикуют, а предлагают конкретные и рациональные альтернативы: переход на средние показатели за несколько лет, повышение минимальных лимитов, учет рейтингов трудоустройства. Их позиция — это запрос на взвешенную политику, которая будет не механически ограничивать, а стимулировать качественное образование, отвечающее вызовам времени. И пока этот диалог не состоится, будущее платного приема в российские вузы остается под большим вопросом.

Предлагаемые представителями Ассоциации негосударственных вузов поправки направлены на создание более гибкой и справедливой системы, ориентированной на реальные потребности экономики и общества, а не на формальные показатели. С учетом всех аргументов и направлений дискуссии, АНВУЗ планирует подготовить проект поправок к законопроекту Минобрнауки. Основные акценты будут сделаны на учете качества трудоустройства выпускников как ключевого критерия эффективности вузов, отказе от жёстких ограничений по количеству студентов в малых группах, которые могут свидетельствовать об индивидуальном подходе к обучению, устранении коррупционных рисков, связанных с неопределенными формулировками в методике, учете региональной специфики и поддержке абитуриентов из новых субъектов РФ.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции «Учительской газеты». 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте