Каждый учитель мечтает о том, чтобы его ученики добились успехов в учебе и смогли реализовать самые смелые мечты в жизни. Все мы гордимся достижениями своих учеников и рассказываем о том, куда они поступили учиться после окончания школы, какую профессию выбрали или кем мечтают работать. Иногда ребятам бывает сложно выбрать дальнейшее направление учебы и специальность. Куда поступать? Кем стать в будущем? Мы прилагаем все силы, чтобы помочь своим ученикам сделать важный выбор и идти к намеченной цели. Мы – это команда учителей и специалистов школы-интерната №31, где каждый вносит свой вклад в достижение общей цели – успеха наших ребят.
Создаем условия
Наш выпускник Петр В. был одним из самых активных участников любого школьного мероприятия. Свою задачу он видел в том, чтобы сделать красивые фотографии на память, снять видеоролик и подготовить репортаж о событиях школьной жизни. Одноклассники мечтали попасть к Пете на «фотосессию»: работы юного автора отличались оригинальностью и психологизмом.
В прошлом году Петр попробовал себя в качестве режиссера в рамках проекта «Мой район в годы войны», в котором участвует наша школа, и подготовил видеоролик с экскурсией об истории улицы Молдагуловой.
Стильным и самобытным фотохудожником проявил себя Петя и на чемпионате «Абилимпикс», участие в котором стало прекрасной школой для юного фотографа. Не упуская ни одной возможности попрактиковаться, на протяжении нескольких лет Петр освещал события и мероприятия школьной жизни и пришел к выводу, что его дальнейший выбор – профессия журналиста. В этом году Петр поступил на факультет журналистики и продолжает радовать нас своими публикациями в студенческой газете и интернет-изданиях.
Расширяем границы
Школа принимает активное участие в проекте Департамента образования и науки города Москвы «Профессиональное обучение без границ». Уже не одно поколение выпускников нашей школы успешно прошло через этот проект. Включаясь в проект, старшеклассники могут освоить прикладную профессию параллельно с учебой в школе. В организации процесса обучения нет ничего сложного, главное – определиться с направлением обучения, учитывая и интересы ребят, и пользу получаемых навыков, и возможность их применения и развития в будущем.
Это можно сделать разными способами, теперь наш выбор – это всероссийский проект по ранней профориентации «Билет в будущее». Под руководством наших психологов ребята участвуют в проведении практических видеоуроков, которые помогают получить более полное представление о современных специальностях, знакомят с разными профессиональными направлениями, а в конце ребята участвуют в профориентационных тестированиях. Полученные результаты позволяют ребятам уверенно выбирать направление обучения в проекте «Профессиональное обучение без границ». Используя ресурсы школы, города и страны, мы расширяем границы возможностей наших обучающихся.
Движемся без остановок
Благодаря учителям, классным руководителям, воспитателям, тьюторам, психологам, работающим с классами, погружение в мир профессий начинается уже в начальной школе.
В этот период очень важно дать ребятам понять значимость каждой профессии, прививать любовь и уважение к труду и людям, его осуществляющим. На этом этапе формы профориентации могут быть самыми разнообразными, мы используем такие: знакомство с миром профессий на уроках, игры, викторины, дискуссии, конкурсы, беседы на классных часах, проектная деятельность, выездные мероприятия и экскурсии, встречи и мастер-классы с представителями профессий. Наш опыт показал, что малышам особенно запомнились встречи и мастер-классы, где ведущими и рассказчиками о своей профессии были их родители: «Моя профессия – полицейский», «Дело мастера боится! Рассказ о профессии дизайнера интерьера», «Я повар-кондитер!» – и это только малая часть тех встреч, которые были предложены родителями младшим школьникам. Для их погружения в мир профессий педагоги школы используют ресурсы города, организуя участие ребят в профориентационных программах для школьников в Мастерславле и экскурсиях в Кидбург (город профессий).
На ступени средней и старшей школы наши главные задачи в области профориентации – это приобретение актуальной информации о современном рынке профессий, овладение ребятами жесткими навыками.
В нашей школе действуют несколько мастерских по разным направлениям подготовки учащихся: столярно-слесарная, швейная, цветоводства и декоративного садоводства, декоративно-прикладного творчества и дизайна. Учителя профильного труда работают комплексно, например, учитель по направлению «Цветоводство и декоративное садоводство» ведет кружок по флористике.
Собрать информацию о будущей профессиональной деятельности помогает посещение предприятий большого города. Мы организуем тематические экскурсии в магазины цветочной продукции, где школьники на практике знакомятся с перечнем обязанностей работников торгового зала, составляют букеты для мам и бабушек. Ребята посещают Ботанический сад МГУ имени М.В.Ломоносова («Аптекарский огород») и Главный ботанический сад имени Н.В.Цицина Российской академии наук, где принимают активное участие в мастер-классах и встречах с работниками этих учреждений. Регулярно мы вместе с ребятами посещаем музей-усадьбу «Кусково», где школьники знакомятся с растениями регулярных парков, наблюдают за работой по поддержанию и приданию красоты растениям цветников и аллей, в Измайловском совхозе ребята наблюдают за цветоводами и рабочими зеленого хозяйства в теплицах питомника, выращивающими однолетние и многолетние цветы, луковичные, а также комнатные растения.
Не забываем и о мягких навыках: умение противостоять трудностям, навык принятия самостоятельных и продуманных решений, командная работа, креативность. В этот период нам важно сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Каждый день на протяжении всего периода обучения в школе мы развиваем в детях индивидуальность, самостоятельность, самоконтроль, уверенность в себе, нестандартность мышления, фантазию и творчество, умение наблюдать.
Просто играем?
Игровые технологии. На наш взгляд, это одна из наиболее интересных технологий профориентационной работы. Настольные психологические игры, которые применяют наши педагоги-психологи в своей работе, позволяют вовлечь учащихся в процесс, где каждый слушает, наблюдает и является активным участником психологической игры.
Обучающиеся начальной школы играют в «Профи плюс». В ходе игры ученикам предоставляется возможность практическим путем в игровой форме самостоятельно классифицировать и анализировать общие термины, связанные с понятием «профессия». На примере ярких представителей профессий учащимся дается шанс больше узнать о специфике данной области.
В 5-8‑х классах одной из полюбившихся настольных психологических игр для выбора профессионального пути является «Калейдоскоп профессий». В процессе игры ребята приобретают знания о профессиях, характере труда представителей различных специальностей, об индивидуальных особенностях личности, которые необходимы для овладения тем или иным видом деятельности.
С учениками 9-11‑х классов наши психологи проводят интерактивную игру «Город мастеров». В ней заложена идея удивительного города, в котором проживают интересные люди, знающие и любящие свое ремесло. Это ролевая игра. Проигрывая различные ситуации в сотрудничестве с одноклассниками, школьники развивают свои креативные способности, творческое мышление и коммуникативные навыки, получают опыт работы в команде.
Участие в игре позволяет ребятам расширить знания о современном мире профессий и осознать значимость каждой профессии для людей и общества, погрузиться в различные сферы профессиональной деятельности через игровые элементы и понять специфику каждой профессии.
Вторая любимая игра старшеклассников – «Проффорсайт». Она представляет собой планирование своего профессионального будущего с очень высокой степенью реальности. В процессе игры подросток не просто ставит цели и планирует свое профессиональное будущее, но и учится стратегии успешной реализации своих планов в жизни.
Мы создаем условия, расширяем границы, движемся без остановок, а иногда всего лишь играем, потому что точно знаем, от того, насколько верно выбран жизненный путь, зависят социальное положение человека, его общественная ценность, удовлетворенность работой, здоровье и, конечно, счастье. Когда-то мы сами сделали правильный выбор. Мы счастливы, что, помогая сегодня сделать выбор нашим ученикам, мы видим их успехи в будущем.
Александра ЛЁВИНА,
Евгения ВАРЛАМОВА,
Юлия НОСОВА,
Людмила ЛАРИНА,
Миля КАПСАРГИНА,
Валерия ПЕТРОВСКАЯ,
педагоги специальной (коррекционной) школы‑интерната №31
Комментарии