search
main
0

Квест-лабораториум и вахты памяти

Как мы учимся взаимодействию, умению вырабатывать единую тактику, радоваться победам

Одним из направлений работы школы №705 является развитие познавательной активности обуча­ющихся. Данный процесс увлекательный и разнообразный. ФГОС выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, личностных и коммуникативных), которые становятся базовыми для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Перед педагогическим коллективом школы стоит основная задача – способствовать развитию каждого ребенка. Важно установить уровень способностей наших детей, определить правильную траекторию ученического развития, помочь раскрыть таланты и постоянно создавать условия всестороннего развития.

Московская система образования предлагает большое количество образовательных инструментов, позволяющих развивать познавательную активность детей. Участие в олимпиадном и конкурсном движении помогает ребятам познавать окружа­ющий мир. Анатолий Гин сказал: «Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное». У нас в школе много талантливых детей, но необходимо активизировать усилия педагогов для привлечения детей к проектной и научно-исследовательской деятельности, погрузить каждого ребенка в удивительный и увлекательный мир. Для этого нужна кропотливая работа не одного педагога, а всего коллектива в целом. В системе работы школы данному вопросу отводится особое место. Целью программы развития «Школа социального успеха» является «развитие условий, способствующих успешной социализации и профессиональному самоопределению обучающихся для обеспечения современного образования, соответствующего изменяющимся социально-экономическим преобразованиям». В рамках реализации данной программы коллектив использует инструменты московской системы образования и свои школьные образовательные ресурсы. Приоритетное место в школе отдается проектной деятельности, причем как в педагогическом коллективе, так и в ученическом сообществе. Ведь проектная деятельность развивает мышление, умения добывать информацию, прогнозировать.

Ребята с дошкольного возраста благодаря чуткому руководству учителей-наставников и воспитателей включены в проектную деятельность. Групповые, парные, индивидуальные проекты традиционно представлены на школьной конференции «Границы науки» в рамках декады науки. В 2021-2022 учебном году на школьной конференции было представлено 32 проекта. А особо значимым явлением в школе стали «Проектные недели» для обучающихся старших классов. В прошедшем учебном году все ученики 9-11‑х классов представили исследовательские проекты по пяти направлениям: естественно-научному, техническому, спортивно-оздоровительному, гуманитарному, общественно-социальному. Школьники получили колоссальный опыт творческой и поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требовало от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях. Защита проектов прошла в открытом формате с участием ветеранов педагогического труда, представителей управляющего совета, родителей и обучающихся школы. Наши ученики смогли представить презентации уникальных продуктов и защиту на высоком уровне. Лучшие проекты были представлены на городских научно-практических конференциях «Инженеры будущего», «IT-инженеры будущего», «Наука для жизни», «Потенциал», «Через тернии к звездам», «От атома до Галактики», «Отечество».

2021-2022 учебный год был особенным, потому что школа представила опыт работы по развитию ученической познавательной активности на онлайн-форуме «Современное образование: новые тренды и новые возможности международного и межрегионального взаимодействия» в рамках городского проекта «Взаимообучение городов». В данном форуме приняли участие образовательные организации Москвы, Новосибирска, Выборга, Тюмени, Кемерова, Кобрина (Беларусь) и Нур-Султана (Казахстан). Школьники под руководством педагогов выступили в рамках форума на научно-практической конференции «Дорога Великой Победы сегодня. Уроки прошлого и настоящего». Интересный опыт был представлен волонтерским отрядом «СЭМ» в рамках мастер-класса «Волонтер – это круто». В рамках форума школа стала инициаторам проведения интеллектуальной онлайн-игры «Что? Где? Когда?». В игре приняли участие 9 команд из разных городов России, Беларуси и Казахстана. Этот опыт был уникален и интересен.

Образовательный инструмент «Проектная деятельность в школе №705» используется в рамках деятельности школьного музея воинской славы. Так, представители поискового отряда «Патриот» подготовили проекты «Роль моей семьи в истории страны» и «Герои Советского Союза живут рядом». Ребята работали с семейными архивами, писали запросы в архивы, изучали материалы на сайте «Подвиг народа». Материалы поисковиков были занесены в Книгу Памяти «Бессмертный полк 705» и размещены на сайте https://tushino-juzhnoe.mos.rugeroi-rayona-yuzhnogo-tushin.

Еще одним важным направлением работы школы по развитию познавательной активности является интеллектуальная игра. Предметно-методические кафедры школы проводили интеллектуальные игры, где обязательным условием являлась метапредметная основа. Так, учителя истории и обществознания провели интеллектуальные игры «Цивилизация» и «Юный правовед», а учителя естественно-научного цикла – естественно-научный марафон. Учителя иностранного языка провели интересную игру «Страноведение», а учителя начальных классов – интеллектуальные игры «Москвоведение», «Умники и умницы». Проведение игр способствовало развитию творчества, познавательной активности, умению работать в команде. Погружение школьников в игровую деятельность способствовало созданию командного духа.

Еще одним важным инструментом в развитии познавательной активности школьников является создание детских объединений по интересам. Реализация федерального государственного образовательного стандарта осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. Развитие познавательной активности школьников, раскрытие талантов, погружение в творчество осуществляются через работу детских объединений. Ребята включаются в работу волонтерского отряда «СЭМ», научно-исследовательского общества «Феникс», отряда «Патриот», туристического клуба «Школа туризма», пресс-центра Credo. Детские объединения позволили сделать школьную жизнь интересной, увлекательной и насыщенной. Проведены познавательные мероприятия, инициаторами и организаторами которых стали сами дети: школа безопасности, квест-лаборатория «Научные открытия», Вахта памяти. Мероприятия были интересны для школьников, ведь они учились взаимодействию, умению вырабатывать единую тактику. Дети радовались, когда побеждали, и огорчались, проигрывая.

2022 год особенно знаменательный для нашей страны – это Год культурного наследия народов России и 350‑летие Петра Великого. Все эти события нашли отражение в традиционном мероприятии нашей школы «Декада науки»-2022. Открытие декады сопровождалось элементами театрализации с приглашением родителей, ветеранов педагогического труда и ветеранов Вооруженных сил РФ. Декаду открыли исторические персонажи – Петр I и Екатерина Великая, которые рассказали о зарождении в России научных центров, Академии наук, о новых открытиях и достижениях. Школьники приняли участие в конференциях, квестах, экскурсиях, викторинах.

Главными партнерами школы всегда являются колледжи Москвы и вузы. Тесное сотрудничество с вузами Москвы помогает сделать дни науки насыщенными и удивительными, а детям – определиться с выбором будущей профессии. Наши ребята принимают участие и в олимпиадах, и в тренингах, и в форумах, которые проводят колледжи и вузы-партнеры. И осваивают азы реального дела в рамках городского проекта «Профессиональное обучение без границ».

Таким образом, технология внедрения в образовательный процесс школы уникальных инструментов по развитию познавательной активности позволяет обучающимся творить, реализовывать свои идеи, верить в свои силы и успешно заниматься учебной деятельностью. Для этого необходимы помощь учителя и его желание дать творческой индивидуальности ученика возможность раскрыться в различных видах деятельности.

Коллектив школы будет продолжать работать в данном направлении и уже в 2023 году сможет представить интересные управленческие проекты для повышения активности подраста­ющего поколения.

Ольга ОВЧИННИКОВА, заместитель директора школы №705

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте