По лесам, по болотам Среднего Урала бродили в поисках контрольных точек учителя географии из разных регионов России. Квест-поход стал интерактивной сердцевиной слета географов всей страны. Но сначала была идея.
Бывает так. Идея витает в воздухе, многие ее осознают, но озвучивает и выводит на уровень реализации конкретный человек. Проблема преподавания географии в школе давняя и пока не решается. Полезно встряхнуть учительскую географическую общественность, ознакомить с новаторским опытом. Ольга Юрьевна Гурьевских, кандидат наук, заведующая кафедрой географии, методики географического образования и туризма Уральского государственного педагогического университета, предложила организовать слет в рамках проекта «Открываем Россию заново».
Идея была поддержана представителями кафедры, университета и Русского географического общества. Сформировалась команда, куда вошли педагоги и других направлений, представители бизнеса. Мероприятие продумывалось и вынашивалось в течение двух лет. И вот в первой декаде октября на очный этап Екатеринбург собрал 40 команд географов со всего огромного пространства России.
Так в чем проблема?
Задача-максимум слета – подъем преподавания географии на новый уровень. В последние годы сложилось странное несоответствие между востребованностью географических знаний в современном обществе и тем почти крошечным вниманием, которое уделяется предмету в школе. Всего один урок в неделю, в выпускных параллелях география присутствует и вовсе только в профильных классах. За такое время изучить предмет на достойном уровне невозможно. Растет поколение, которое плохо представляет взаимное расположение государств, не помнит столиц, а ориентироваться умеет только в городе по программе «Дубль Гис».
Добавляет Ольга Юрьевна Гурьевских:
– Невысокий престиж предмета – это одна сторона проблемы. Другая сторона – методика преподавания. Основой изучения географии являются полевые методы, в школе же они практически не используются. У преподавателей низкая насмотренность – рассказывать о природе только по учебнику, не чувствуя образа территории, малоэффективно.
Когда же учителя приехали на Урал, побывали в сердце горнозаводской цивилизации, увидели воочию среднюю тайгу в рамках квест-похода, ощутили пространство, их подача материала стала более зримой для учеников.
Первый слет прошел на территории Свердловской области. Задача заключается в том, чтобы учителя постепенно посмотрели многие уникальные геопространства страны.
Еще один проблемный нюанс – учителя мало знакомят детей с профориентационной стороной предмета. Школьники редко выбирают географию как будущую профессию, а ведь сегодня она может открывать немалые перспективы. Представители туристического бизнеса наглядно продемонстрировали, как с помощью знаний географии можно добиться успеха в бизнесе.
По следам Огневушки
Как на любом межтерриториальном мероприятии, очной встрече предшествовал заочный тур. Каждая команда из трех учителей географии, подавшая заявку на участие, представляла видеопрезентацию своего региона. Главным событием очного этапа (но далеко не единственным!) стал полевой практикум в формате квест-похода.
Действие происходило в природном заказнике «Озеро Таватуй» недалеко от областного центра. Лесной массив для квеста был выбран относительно небольшой, около одного гектара средней тайги, не глухой, а с дорожками и тропинками. Тем не менее для полной безопасности в зоне работали спасатели, которые предварительно для участников «забега» провели инструктаж по техническим вопросам и ориентированию.
Классическая схема «человек в лесу с компасом в руках» сегодня явно устарела. Учителя географии заранее скачали на смартфоны или планшеты современные средства навигации. Но и ориентирование по солнцу или мху под деревьями тоже никто не отменял. Заблудившихся не было!
Назывался квест «В поисках плазмоидов, или По следам Огневушки-поскакушки». В данном районе наблюдается скопление плазмоидов, невидимых невооруженным глазом, но фиксируемых фототехникой. Ну а Огневушка – героиня сказов Павла Бажова, воспевшего природу Среднего Урала.
По задумке организаторов, были выбраны 11 точек, участникам предстояло отыскать их по координатам, зафиксировать свое в них присутствие и выполнить определенные полевые практики: определение типа почвы, растительности. За каждое действие начислялись баллы. С квест-походом лучше всех справилась команда «Парма» из Пермского края.
География повсюду, она вокруг нас
А вот в фотоконкурсе победителем стала представительница команды «Подмосковье» Карина Яхно за серию «Вулканы». Фотовыставка, собранная из лучших работ участников слета, получилась такого высокого уровня, что после украсила собой форум «Большой Урал».
Красота просто есть. Ее трудно не заметить. Но поймать в объектив кусочек природы так, чтобы момент не утратил уникальности, не каждый может. У географов это получается чаще, чем у представителей других профессий, ведь умение оценить пространство, углядеть нечто особенное – их профессиональное качество. Организаторы подчеркивали: техническое качество снимков важно, конечно, но оно не должно подменить особый взгляд, композицию, уникальный сюжет.
В рамках слета на базе загородного образовательного центра для одаренных детей «Таватуй» прошел также фестиваль мастер-классов, ведь одна из задач мероприятия – обмен опытом. Часть команд делились наработками, используя мультимедийное оборудование центра. Часть мастер-классов прошла в полевых условиях: вязание веревочных узлов, пение у костра под гитару – какой истинный географ без этого? Было и чаепитие с лекарственными травами и рассказом об их произрастании. Победитель – команда «Пульс» из Владимирской области.
Гран-при слета по результатам комплексного зачета достался команде «Каспий» из Дагестана.
Мастер-классы, как и задумывалось, принесли немало интересных методических находок. Однако насколько возможно их использовать в условиях одного часа географии в неделю?
– Как бы хорошо, интересно ни работали учителя географии, принципиально решить вопрос повышения географической грамотности можно только за счет увеличения часов, выделенных на предмет, – считает Ольга Юрьевна. – Причем это отнюдь не утяжелит программу, скорее наоборот, ведь уроки географии можно проводить в различных форматах, в том числе как прогулку. География повсюду, она вокруг нас. Прогноз погоды – это география. Добраться из точки в точку – это география.
Слет – это и образовательная, и коммуникационная, и мотивационная среда. На стадии подготовки мы наблюдали критическое отношение к идее со стороны многих учителей, инертность мышления. Мы убеждали: «Давайте попробуем. Вы домой вернетесь другими людьми!» Так и получилось. Заряд новаторства, инициативности получен.
– Ольга Юрьевна, а что дальше?
– Дальше период рефлексии, анализа, подготовки методических рекомендаций. Весной планируем провести Всероссийскую научно-практическую конференцию. Наша цель – перевести единичное мероприятие в систематическое. Обязательно проведем слет в следующем году, чтобы закрепить успех. Работа над совершенствованием географического образования продолжается.
Марина РОМАНОВА, Свердловская область
Комментарии