Хакасский реском Профсоюза работников народного образования и науки РФ в конце минувшего года провел по образовательным учреждениям республики рейд «Как живешь, молодой учитель?». С 22 ноября по 16 декабря лидеры территориальных организаций профсоюза совместно с представителями первичек составляли социальные паспорта молодых педагогов. Члены Молодежного Совета республиканской организации профсоюза встретились с начинающими педагогами Усть-Абаканского района и специальной (коррекционной) школы-интерната I, II вида Абакана. Профсоюзный мониторинг проводился с целью изучения условий, созданных администрацией образовательных учреждений, первичными профсоюзными организациями и самими коллективами для профессионального роста молодых специалистов, а также с целью выявления их жилищно-бытовых проблем.
Молодые педагоги… Кто они? Какие они? Чем живут и что их тревожит?Как правило, молодой учитель – это женщина, реже мужчина, в возрасте 21-35 лет. Большинство из них – выпускники Хакасского государственного университета и педагогических вузов юга Красноярского края, вернувшиеся в родной город либо село и живущие у родителей – до тех пор, пока не выйдут замуж или женятся. Если говорить языком цифр, то картина такова: 59,8% молодых специалистов не имеют собственного жилья. С родителями проживают 639 (37%) человек, 395 (22%) – на частных квартирах.- После окончания филологического факультета университета устроилась работать в школу в Абакане. Это было 10 лет назад. Приходилось снимать квартиру за 750 рублей при заработной плате в 500 рублей. Пришлось искать более оплачиваемую работу. Позже вопрос с жильем решился (помогли родители). Основной доход в семье обеспечивает муж. И вот спустя 8 лет я смогла вернуться в образование, когда решена часть материальных проблем, – рассказывает воспитатель детского сада – центра развития ребенка «Солнышко» в Усть-Абакане.Две молодые воспитательницы решили свой жилищный вопрос, воспользовавшись ипотекой, и погасили ее за счет материнского капитала. Но, например Анна Сморгова, заместитель заведующей детским садом «Солнышко», не смогла оформить ипотеку, так как возникли проблемы со сбором пакета документов.В целом если говорить о молодых специалистах в дошкольном образовании, то их путь в профессию сложен. Молодые женщины после окончания вузов сначала работают в других сферах, где более высокая оплата труда, а уже после создания семьи, рождения детей приходят в детский сад. Работают с полной отдачей, но на абсолютном энтузиазме, так как средняя зарплата воспитателя сегодня около 6 тысяч рублей. За собственный счет приходится покупать необходимую методическую литературу, оплачивать Интернет. Парадокс – детскому саду нужен собственный сайт, и он создан, но работать в Интернете приходится за собственный счет! Нет льгот и при устройстве собственных детей в садик.По словам Тамары Ивановны Рублевой, заведующей ДОУ, грядет кадровый кризис. Если уйдут стажисты, то заполнить вакансии будет очень сложно – низкая зарплата и отсутствие преференций для молодых специалистов (кроме наставнической помощи и доплат в размере 30% и 50%) работают не в пользу обновления кадров.Проблема с жильем остро стоит и для школьных учителей. Например, в усть-абаканских школах работают молодые педагоги из Абакана и Черногорска. Приходится тратить средства на дорогу, а это дополнительный расход и без того небольшой зарплаты (если учесть, что и за аренду жилья надо заплатить от 5 тысяч рублей и больше).Елена Сахнова, учитель химии и биологии, окончила Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева с красным дипломом, живет в Абакане. Поиск работы привел ее в усть-абаканскую среднюю школу №3. Замечательный педагог сразу завоевала любовь учеников и уважение коллег, коллектив радушно принял молодого специалиста. У Елены лучшая лаборантская среди школ поселка. Если бы была возможность получить жилье в Усть-Абакане, она перебралась бы ближе к своей школе.Ольга Булла – начинающий психолог, в школу ее пригласили работать сразу после вручения диплома. Работа интересная, но мало оплачиваемая (около 5 тысяч рублей). Тем не менее девушки намерены продолжать педагогическую деятельность, потому что нашли свое призвание. Всего в 3-й школе восемь педагогов в возрасте до 35 лет, это 44% педагогического коллектива. Ирина Кузнецова, молодой преподаватель информатики, заместитель директора по воспитательной работе, с детства мечтала стать учителем. Сегодня Ирина Анатольевна сожалеет о том, что теряется статус учителя, увеличивается нагрузка на преподавателя, все это провоцирует эмоциональное и профессиональное выгорание.- Проблема обеспечения жильем молодых специалистов и закрепления кадров очень сложная, – отмечает директор усть-абаканской школы №1 Елена Богдановна. В коллективе шесть педагогов до 35 лет, не хватает математиков и учителей иностранных языков.Как удержать молодого специалиста в школе, помочь адаптироваться? – этот вопрос успешно решают в специальной (коррекционной) школе-интернате I, II вида Абакана под руководством директора Ларисы Васильевны Тыльченко. Молодые педагоги составляют 33% всего коллектива, есть и специалисты, чей педагогический путь только начинается. Большинство учителей имеют первую и высшую категории, 23 педагога получили второе высшее сурдопедагогическое образование. Молодые учителя приняли участие в 23 региональных и межрегиональных конкурсах, и 16 человек награждены дипломами победителей (I, II, III места). Активная позиция молодого учителя отмечается при распределении стимулирующих надбавок из премиального фонда. В среднем заработная плата молодого педагога выходит около 15 тысяч рублей.Беседа с молодежным активом школы прошла в рабочей обстановке на репетиции выступления Анны Пиримовой, участницы II тура республиканского конкурса «Лучший специалист по профилактической работе с несовершеннолетними». Со слов учителей, в школе очень высокий темп деятельности, но для этого администрацией созданы все необходимые условия. В коллективный договор и положение о стимулирующих выплатах включены разделы, обеспечивающие условия труда и социальные гарантии молодежи. Что касается проблем, то основная – это отсутствие жилья. Молодежь не может пользоваться ипотекой из-за недостаточного уровня зарплаты, социального жилья нет, приходится снимать квартиры в аренду. Замкнутый круг.Легко ли быть молодым? А молодым учителем? Ответ известен: нет. И поэтому общение, совместное решение проблем, осознание того, что ты не один – важный фактор в становлении молодого специалиста.Ольга БУЧИЛИНА, член Молодежного Совета Хакасской республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии