Министерство образования Российской Федерации
письмо
от 15.05.2000 N 14-55-341ин/15.
Методические рекомендации о порядке присвоения дополнительных квалификаций в период освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования
1. Общие положения
1.1. В соответствии со ст. 16 Федерального закона Российской Федерации “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (пп. 2, 3) студенты высших учебных заведений имеют право “участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве; осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями)”.
1.2. Если совокупность дисциплин, практикумов и практик, освоенных студентом за время обучения в вузе, соответствует содержанию образовательной профессиональной программы, разработанной на основе Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для присвоения дополнительной квалификации (далее – Государственные требования), утвержденных федеральным (центральным) государственным органом управления образованием, выпускнику высшего учебного заведения может быть присвоена помимо основной дополнительная квалификация высшего профессионального образования в порядке, установленном настоящим документом.
Присвоение дополнительной квалификации не означает получения второго высшего профессионального образования.
Необходимым условием присвоения дополнительной квалификации выпускнику высшего учебного заведения является соответствие рассматриваемой образовательной профессиональной программы основной образовательной программе высшего профессионального образования, осваиваемой студентом, что должно быть предусмотрено Государственными требованиями.
1.3. Освоение образовательной профессиональной программы, сформированной на основе Государственных требований, производится на факультативной основе, включая время, отведенное на изучение факультативных дисциплин, предусмотренных основной образовательной программой высшего профессионального образования.
2. Порядок получения вузами разрешения на реализацию Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников вузов для присвоения дополнительных квалификаций
2.1. Для получения разрешения на реализацию Государственных требований высшее учебное заведение представляет в федеральный (центральный) государственный орган управления образованием следующие документы:
– заявление за подписью ректора о предоставлении права на образовательную деятельность в соответствии с Государственными требованиями и присвоение выпускникам данной дополнительной квалификации;
– выписку из решения ученого совета вуза (его подразделения) об условиях реализации рассматриваемых Государственных требований;
– копию лицензии, предусматривающей право вуза на ведение образовательной деятельности по направлениям и (или) специальностям высшего профессионального образования, указанным в Государственных требованиях, и сведения об аккредитации образовательного учреждения;
– копию аккредитационного свидетельства;
– копию учебного плана по направлению и (или) специальности высшего профессионального образования, для которых предусмотрена возможность освоения образовательной профессиональной программы, сформированной на основе Государственных требований;
– проект учебного плана, предусматривающего реализацию образовательной профессиональной программы, сформированной на основе соответствующих Государственных требований;
– комплект рабочих (авторских) программ по учебным дисциплинам, предусмотренным Государственными требованиями;
– сведения о кадровом, материально-техническом и учебно-методическом обеспечении возможностей реализации образовательного процесса, предусмотренного данными Государственными требованиями;
– заключение УМО или НМС, на который приказом федерального (центрального) государственного органа управления образованием возложена организация разработки научно-методического обеспечения данных Государственных требований.
2.2. Право на реализацию образовательного процесса в соответствии с рассматриваемыми Государственными требованиями возникает у образовательного учреждения после издания приказа Минобразования России, прилагаемого к лицензии.
2.3. При получении разрешения на ведение образовательной деятельности в соответствии с Государственными требованиями высшее учебное заведение обязано:
– информировать студентов всех курсов, что целенаправленный выбор факультативных дисциплин, в совокупности представляющих системно организованную образовательную профессиональную программу, обеспеченную Государственными требованиями, завершается присвоением дополнительной квалификации и удостоверяется документом государственного образца;
– обеспечить условия для освоения студентами образовательной профессиональной программы, сформированной на основе Государственных требований, и, в случае успешного прохождения итоговой государственной аттестации, выдачу документа государственного образца.
3. Порядок и условия реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников вузов для присвоения дополнительных квалификаций
3.1. Учебный план реализации образовательной профессиональной программы, сформированной на основе Государственных требований, должен предусматривать содержательную преемственность с учебным планом соответствующей основной образовательной программы высшего профессионального образования.
3.2. Организационные формы реализации Государственных требований образовательное учреждение определяет самостоятельно, осуществляя преподавание дисциплин, предусмотренных Государственными требованиями, в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных занятий, заданий и семинаров по рабочим программам, учитывающим направление развития науки и производства, передовые образовательные технологии и специфику регионального рынка труда.
3.3. Для освоения образовательной профессиональной программы, сформированной на основе Государственных требований, не должны использоваться часы, выделенные для освоения дисциплин специализации и дисциплин по выбору студента, из числа входящих в ГОС ВПО, которые предназначены для углубления подготовки по основной образовательной программе высшего профессионального образования.
3.4. Образовательное учреждение имеет право перезачитывать обучающимся дисциплины, являющиеся одновременно составной частью Государственных требований и ГОС ВПО, если эти дисциплины освоены за время обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования и содержание программ по данным дисциплинам соответствует рассматриваемой содержательной части Государственных требований.
3.5. Дополнительная квалификация присваивается выпускникам вузов, полностью освоившим образовательную профессиональную программу, сформированную на основе Государственных требований и прошедшим итоговую государственную аттестацию, установленную этими Государственными требованиями, при условии, указанном в п.п. 1.2 настоящего Положения.
3.6. В случае если студент не изучил полностью цикл дисциплин, предусмотренных Государственными требованиями, освоенные дисциплины по желанию выпускника могут вноситься в приложение к диплому.
3.7. Присвоение дополнительной квалификации производится на основании решения государственной аттестационной комиссии (ГАК), формируемой в порядке, определенном постановлением Госкомвуза России от 25 мая 1994 г. N 3 “Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации” (зарегистрировано Минюстом России 16 июня 1994 г. N 600), аналогично решению ГАК при защите дипломных работ.
3.8. Присвоение дополнительной квалификации удостоверяется документом государственного образца, утвержденного приказом Минобразования России от 2 ноября 1999 г.
N 754 (зарегистрирован распоряжением Минюста России от 28 января 2000 г. N 2065) или на основании приказа Минобразования России об утверждении Государственных требований и введении этой дополнительной квалификации.
3.9. Документ о присвоении дополнительной квалификации не может быть выдан до момента вручения диплома о высшем профессиональном образовании.
3.10. Деятельность вуза по обеспечению для студентов возможностей освоения образовательных профессиональных программ, предусматривающих присвоение дополнительных квалификаций, осуществляется без увеличения установленного соотношения числа студентов дневной формы обучения на одного преподавателя и объема бюджетного финансирования.
3.11. Студенты высших учебных заведений, осваивающие на бюджетной основе основные образовательные программы высшего профессионального образования, вправе бесплатно на конкурсной основе за счет бюджетных и (или) внебюджетных средств своего вуза изучать дисциплины, осваивать практикумы и проходить соответствующие практики, предусмотренные Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительных квалификаций “Преподаватель высшей школы”, “Преподаватель (предмета)”, “Преподаватель основной школы (по предмету)” и других дополнительных квалификаций педагогического профиля, за счет часов, предусмотренных ГОС ВПО на освоение факультативных дисциплин (450 аудиторных часов), если осваиваемые ими основные образовательные программы высшего профессионального образования предусмотрены Государственными требованиями.
3.12. Условия реализации вузами образовательных профессиональных программ, предусматривающих присвоение дополнительных квалификаций, кроме перечисленных в п.п. 3.11, определяются решением ученого совета вуза и оформляются приказом.
Комментарии