Цифровизация – один из главных трендов современного мира. Поэтому важно, чтобы уже со школьного возраста дети могли получать самые актуальные знания по различным направлениям высокотехнологичных отраслей.
Выбираем профессиональную траекторию
«Летний технопарк» центра детского творчества «Строгино» – отличная возможность выбора дальнейшей профессиональной траектории. Центр предлагает детям получить практический опыт в таких перспективных направлениях, как работа на лазерном и токарном станках, работа с 3D-принтером, программирование, авиамоделирование и многое другое. За время работы «Летнего технопарка» более 250 детей от 8 до 18 лет смогли пройти обучение по разнообразным техническим направлениям.
– В этом году «Летний технопарк» имел две отличительные особенности. Первое – это занятость на полный день, мы работали с 9.00 до 18.00, что позволяло родителям не переживать о том, где и что делает их ребенок. Второе – работа на стыке различных образовательных программ. Это означает, что каждый ребенок мог попробовать себя в разнообразных направлениях всего за три недели, – отмечает Михаил Шляхтунов, руководитель инновационного проекта ЦДТ «Строгино».
Проведение занятий по различным высокотехнологичным направлениям имеет свою специфику и требует от организации, осуществляющей образовательный процесс, наличия материально-технической базы: компьютеров, станков, 3D-принтеров, инструментов, деталей и многого другого, без чего невозможно изучать мир высоких технологий. И конечно, наличия необходимых компетенций у педагогов и их умения зажечь интерес к обучению у своих воспитанников.
Продолжительность одной смены в технопарке – три недели. За такой короткий срок ребята не только освоили теоретическую часть образовательной программы по изучаемым направлениям, но и создали собственные индивидуальные проекты. По завершении смены каждый из воспитанников получил готовый результат работы, который он может приложить к своему портфолио.
Для того чтобы разработать и успешно реализовать образовательную программу в формате летнего интенсива, которая будет легко восприниматься учащимися разного уровня подготовки, необходимо было проработать и адаптировать традиционные форматы программ по этим направлениям.
– Наши смены шли по три недели, это оптимальное количество дней, за которое обучающиеся способны приобрести технические знания и умения на вводном уровне. Те, кто уже ранее владел навыками изучаемых программ (техническое моделирование, информатика и вычислительная техника, творческо-конструкторское дело), могли усовершенствовать свои познания с помощью индивидуального подхода, образовательную траекторию которого задавали опытные педагоги. Распорядок дня составлен таким образом, чтобы у ребят было время на развитие исследовательских, прикладных и конструкторских способностей, – говорит Дарья Сидлова, старшая вожатая «Летнего технопарка».
Обучать в интенсивном формате
Но не только организационные процессы играют роль в успешном проведении такого масштабного проекта. Важно умение педагогов обеспечивать эффективное обучение детей в таком интенсивном формате, при этом не перегружая их. И вот что говорят сами педагоги о своей работе в «Летнем технопарке».
– Фундаментальные знания по разработке игр на Scratch за три недели дать не получится, но заинтересовать ребят вполне реально. Для этого нужно оставить минимум теории и включить в программу больше практики. Таким образом, у ребят появляется возможность работать непосредственно над своими проектами и уже по итогам смены получить готовую игру, – рассказывает педагог по созданию игр на Scratch Кирилл Краснобаев.
Помимо этого ребята ознакомились с еще одним языком программирования – Python, научились создавать оконные приложения с помощью библиотеки Turtle, которая является основным инструментом в Python. А еще в программу интенсива входили занятия по компьютерной грамотности и безопасной работе в Интернете.
Но не только программирование готовит ребенка к погружению в удивительный мир инноваций. Поэтому в программу интенсива входили занятия по Lego-робототехнике, которые открывают новый взгляд на всеми любимую игру в конструктор. Ведь можно не только собрать робота, но и запрограммировать его на определенные действия.
А вот изучение лазерных технологий дает возможность и научиться работе с компьютером, и изучить процесс изготовления изделий на лазерном станке.
– Лазерное оборудование работает с плоскими объектами, поэтому для компьютерного моделирования будущих изделий вполне достаточно программы CorelDraw, которую дети могут освоить за время обучения. Это ПО отличается понятным интерфейсом, большим количеством инструментов и шаблонов, работает с векторными и растровыми изображениями, – отмечает Иван Ломакин, педагог по лазерным технологиям ЦДТ «Строгино».
На занятиях по лазерным технологиям ребята моделировали изделия различной сложности в компьютерных программах, а затем воплощали созданные образцы на практике. За время мастер-классов они освоили базовые двухмерные изделия (брелок, линейка, подвеска) и перешли к более сложным (фигурки на подставках). Каждый ребенок смог от начала и до конца выполнить проектную работу и забрать домой готовое изделие.
Также у воспитанников «Летнего технопарка» была возможность посещать две программы, связанные с летательными аппаратами. Первая – авиамоделирование, где ребята собирали свои макеты самолетов и даже делали их управляемыми с помощью пульта. Вторая – работа с БПЛА. Основной задачей занятий на летнем интенсиве является интегрирование как можно большего количества практики. Если в процессе учебного года можно углубиться в полноценное создание дрона, его оснастку, то для летнего интенсива детям достаточно знать лишь работу беспилотника и его управление. Самое интересное для ребят в процессе сборки – это то, что они собирают полностью самодельный продукт. В ЦДТ «Строгино» есть 3D-принтер, на котором можно напечатать любую деталь, что позволяет создать абсолютно уникальный корпус для дрона.
«Летний технопарк» дал возможность детям получить уникальный опыт знакомства с миром высоких технологий и создал пространство для творчества и развития в летний период. Прошедшие смены наверняка запомнятся юным москвичам как самое яркое впечатление лета и, может быть, станут для кого-то тем стартом, который позволит в будущем найти себя в профессии, связанной с технологиями и инновациями.
Карина ПИЧУГОВА, специалист по связам с общественностью центра детского творчества «Строгино»
Комментарий
Александр ЕРМАКОВ, учитель информатики и робототехники школы №1519, наставник Никиты Кубарева, победителя всероссийского этапа соревнований «Профессионалы»-2023 в компетенции «Эксплуатация беспилотных авиационных систем»:
– Тяга к конструированию у меня очень давно. Робототехника стала новой профессиональной высотой. Мы с ребятами работаем с Arduino – это сборка и программирование, но не роботов, а устройств, которые призваны выполнять какую-то полезную функцию. Например, электронный полив или электронная кормушка для домашних животных. Собираем и программируем квадрокоптеры. Изучаем программирование. Ребята участвуют в инженерных олимпиадах, в чемпионатах профессионального мастерства. В основном я занимаюсь с детьми в рамках дополнительного образования, поэтому занятия посещают только те, кого эта тема действительно цепляет, кто хочет чего-то добиться.
Где только не летали наши дроны! И по коридорам, и в спортивном зале, и на улице. У нас даже есть электронный тренажер для начинающих пилотов. На нем летать, конечно, во много раз проще из-за отсутствия внешних факторов.
На любительском уровне заниматься робототехникой может любой ребенок. Когда дело доходит до серьезного увлечения и соревнований, нужно учитывать природные данные и черты характера. Внимательность, аккуратность. У меня в группе, к примеру, есть правило: убери за собой, когда закончил работать, разложи все по своим местам, чтобы рабочее место было чистым, и только тогда иди домой. Усидчивость, терпение и даже упорство тоже очень нужны, потому что, скорее всего, и первый, и второй, и даже третий тест-драйв будет провальным. Нужно уметь это пережить. Конечно, для соревнований пригодятся желание побеждать, целеустремленность.
А еще я считаю, что в каждой команде обязательно должна быть девочка, которая возьмет на себя лидерские и менеджерские задачи. Девочки почти всегда гораздо лучше формулируют мысли и запросы, а иногда и «переводят» для меня то, что сказали мальчики.
Я стремлюсь делать свою работу таким образом, чтобы дети выигрывали соревнования. Это для меня сейчас приоритет. Для ребят важны как участие, так и победы, потому что они открывают прекрасные перспективы после выпуска. Кроме практических навыков и портфолио у школьника во время занятий формируется интерес, который в дальнейшем может перерасти в нечто большее, а значит, выбирать вуз будет гораздо проще.
Комментарии