В прокат вышел фильм Алексея Учителя «Восьмерка» – экранизация одноименной повести Захара Прилепина. Впрочем, картину нельзя назвать дословным переносом литературы на экран. Учительская «Восьмерка» – произведение самостоятельное и очень непривычное для режиссера.
Четверо друзей живут в небольшом городе, служат в ОМОНе и пытаются противостоять бандитской группировке во главе с неким Буцем. И, возможно, у них бы что-то и получилось, если бы Герман не встретил Аглаю – подружку Буца и первую красавицу города. С этого момента начинается уже совсем другая борьба – за свое, родное и любимое. Все это, конечно, есть и в повести Прилепина. Но фильм получился шире и глубже. Он не только про внешний, очевидный конфликт, внутреннее противостояние здесь куда острее. Кинодраматург Александр Миндадзе написал сценарий о многом: о нашей недавней истории, когда страна, переполненная светлыми надеждами на перемены, встречала миллениум, о мужской дружбе без вопросов и оговорок, наконец, о сильном, неуправляемом взаимном притяжении мужчины и женщины. При всем этом картине хватает прилепинской брутальности, прямоты и жесткости: сцены драк сняты настолько убедительно, что зритель, сидя в мягком кресле кинозала, ощущает почти физическую боль. Такой подход нетипичен для мягкого, интеллигентного Алексея Учителя, но режиссер говорит, что любит браться за что-то новое, неизученное. И действительно, «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Прогулка», «Космос как предчувствие», «Пленный» и масштабный «Край» друг на друга не похожи. Общее в них – идеальный подбор актеров. И на сей раз режиссер долго искал исполнителей главных ролей, несколько раз менял уже утвержденный состав. Но в итоге своего добился, нашел тех, кто ему был действительно нужен: роли четырех друзей сыграли молодые артисты Алексей Манцыгин, Павел Ворожцов, Александр Новин и Артем Быстров. Заняты в фильме и звезды: Артур Смольянинов в роли бандитского главаря Буца, Ирина Пегова, Сергей Пускепалис. Актерским дебютом стала картина для автора повести Захара Прилепина, он появляется в первых кадрах в небольшой, но колоритной роли водителя-бомбилы. Особое звучание «Восьмерке» придает операторская работа Юрия Клименко, бессменного соавтора Алексея Учителя. Клименко создает темный, пульсирующий, пугающий своей безысходностью мир небольшого провинциального городка. Мир душный и замкнутый. Мир, из которого хочется убежать. Недаром бег – основной мотив фильма. Одна беда – бежать-то некуда…«Восьмерка» – нетипичное кино о людях в форме. Последние годы на экране, особенно в авторском сегменте кинематографа, мент – персонаж отрицательный. Герои фильма Учителя по сути своей неплохие ребята, и цель их – сделать жизнь лучше, честнее. Сбылись эти мечты начала века или нет, судить зрителю, который живет здесь и сейчас. С этой точки зрения «Восьмерка» – лента неудобная, подводящая отнюдь не утешительные итоги первых полутора десятилетий нового века. Смотреть ее непросто. Однако и польза очевидна: «Восьмерка» – это серьезная встряска, пробуждение от равнодушного сна, эмоциональный удар под дых, почти столь же сильный, как и те, что в избытке сыплются на героев учительского фильма и прилепинской повести. История эта не привязана к какому-то конкретному месту, она могла произойти в любом уголке постсоветского пространства, а потому и понята скорее всего будет всеми нашими соотечественниками – бывшими и настоящими. Впрочем, на Украине «Восьмерку» запретили, посчитав, что показанный в картине ОМОН больно уж похож на местный «Беркут». Жаль. Украинский зритель остался не просто без динамичного фильма, яркого и яростного, не просто без художественного события, но без еще одного документа эпохи, способного помочь самим себе ответить на очень многие вопросы века.
Комментарии