Слава нижегородского лицея №40 давно уже перешагнула границы не только своего региона, но даже страны. Его учащиеся заработали 14 золотых, 4 серебряные и 6 бронзовых медалей в международных олимпиадах по физике, информатике и химии. 40-й лицей может гордиться своими двукратными и трехкратными чемпионами. Так, Владимир Мартьянов три года подряд (1997 г. – в ЮАР, 1998 г. – в Португалии, 1999 г. – в Турции) завоевывал золотые медали в олимпиадах по информатике. Его рекорд повторил Владислав Епифанов (2007 г. – в Хорватии, 2008 г. – в Египте, 2009 г. – в Болгарии). Двукратными победителями олимпиад по информатике были Михаил Баутин (1999 г. – в Турции, 2000 г. – в Китае), Петр Калинин (2001 г. – в Финляндии, 2002 г. – в Южной Корее) и Илья Розенштейн (2006 г. – в Мексике, 2007 г. – в Хорватии). Дважды завоевывал золотые медали в олимпиадах по химии Дмитрий Бондарь (1993 г. – в Норвегии, 1994 г. – в Италии).
А началась «золотая» летопись школы №40 (статус лицея был получен ею лишь в 1990 году) в далеком 1969-м, когда золотую медаль на Международной олимпиаде по физике, проходившей в Чехословакии, получил школьник из мало кому известного города Горького Владимир Гавриленко. Сегодня он доктор физико-математических наук, профессор, заместитель директора Института физики микроструктур РАН, но никогда не забывает подчеркнуть, что его путь в науку начался в школе №40 на уроках Нелли Матвеевны Зверевой – любимого учителя физики.И все-таки последующие медали были заработаны лицеистами не только благодаря учителям, безусловно, талантливым, много умеющим и знающим. Большой вклад в успех лицеистов на всероссийском и международном уровнях внесли нижегородские ученые. Особенностью первой в городе школы для одаренных детей (в этом году ей исполнилось 50 лет) было привлечение докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов государственного университета в качестве преподавателей спецкурсов. Важное место среди них занимают Владимир Денисович Лелюх – старший преподаватель Нижегородского государственного университета имени Лобачевского (ННГУ), сумевший подготовить шестерых (!) абсолютных, в том числе многократных, победителей международных олимпиад по информатике, Михаил Иванович Бакунов – профессор, заведующий кафедрой общей физики, и Сергей Борисович Бирагов – доцент той же кафедры радиофака ННГУ, подготовившие победителя олимпиады по физике 1993 года, проходившей в США, и плеяду победителей и призеров всероссийских олимпиад.Сегодня большой вклад в успех лицеистов на олимпиадах разного уровня наряду с учителями вносят научные сотрудники Института прикладной физики РАН. В течение многих лет ИПФ РАН не просто шефствует над лицеем, он открыл на своей базе профильные 10 и 11-е «Ф» классы для самых способных лицеистов, где их обучают по специальной программе. Профильные предметы и спецкурсы учащимся «Ф» классов преподают сотрудники исследовательского института. Не случайно большинство выпускников становятся студентами, а затем аспирантами Высшей школы общей и прикладной физики (ВШ ОПФ).Но путь к победам начинается у лицеистов задолго до выпускных классов. Большое, если не центральное, место в образовательной системе лицея занимают спецкурсы. Есть спецкурсы по подготовке к олимпиадам, где лицеисты решают олимпиадные задания прошлых лет и детально разбирают ошибки и различные варианты решений. Есть спецкурсы по физическому эксперименту, без которого невозможно подготовиться к олимпиаде. Но в олимпиадах принимают участие не только те, кто захотел углубленно к ним подготовиться. Ежегодно в конце сентября в лицее начинается олимпиадный марафон, в котором каждый учащийся может набрать неограниченное число баллов в общем зачете. В олимпиадах по физике и математике принимают участие все лицеисты, в соревнованиях по гуманитарным предметам, химии и биологии – желающие. Есть дети, участвующие во всех испытаниях. На финальном мероприятии марафона по итогам олимпиад трех лет называется победитель. Например, победителем прошедшего олимпиадного марафона стал ученик 8-го «Б» класса Артем Белев.Поскольку дети мотивированы на участие в олимпиадах, то и победителей бывает достаточно много. Не случайно по итогам олимпиад последних лет лицей №40 занимает традиционно первое место в городе. Если взять статистику последней внутрилицейской олимпиады по физике, то можно видеть, что призовой порог (более 51 балла) перешагнули в 11-м классе 41 из 54 участников, в 10-м – 41 из 66 человек, в 9-м – только треть (21 из 61), зато в 8-м и 7-м – половина (35 из 70 и 32 из 75 учащихся). Далеко не все они идут на районную олимпиаду – по правилам команда должна состоять не более чем из 10 процентов от всех участников. Нередко случается так, что результат лицеиста, занимающего в рейтинге 12-ю, скажем, позицию, превосходит результат победителя из другой школы. Имея в виду вероятность такого недоразумения, специальная комиссия, состоящая из университетских преподавателей, перед областной олимпиадой внимательно просматривает работы победителей и призеров и может сделать перебалловку, чтобы на область пошли самые одаренные дети. К работам из лицея №40 подходят с особенным вниманием, ведь именно там могут быть звездочки. В прошедшем году, например, ученик 10-го класса Дмитрий Разумов вошел в состав российской сборной на международной физической олимпиаде. В сборные команды области по информатике и физике традиционно входят учащиеся 40-го лицея, но бывают у лицеистов победы не только в олимпиадах по профильным предметам. В прошедшем году десятиклассник Михаил Млодик стал призером Всероссийской олимпиады по физике, а в позапрошлом году призером Всероссийской олимпиады по географии.Если говорить о подготовке олимпиадников международного уровня по информатике, то здесь действует принцип индивидуальной точечной работы. Информатика в школе преподается на очень серьезном уровне с 4-го класса, на выбор учащимся предлагается и ряд спецкурсов: например, математическое моделирование, основы компьютерного дизайна, программирование в среде С++, программирование в среде ЛОГО, детская издательская система. С теми, кто проявляет к информатике особый интерес, начинается работа по подготовке к олимпиадам. И ведется она тоже не в выпускных классах, а гораздо раньше. Рано появляются и результаты. Например, абсолютными победителями в городских олимпиадах по математике и информатике прошлого года стали ученики 9-го класса Николай Калинин и Арсений Сорокин.Показательно, что выпускники лицея, став студентами, продолжают побеждать в олимпиадах, теперь уже студенческих. Так, в прошедшем в сентябре этого года в Московском физико-техническом институте в финальном туре Всероссийской студенческой олимпиады по физике приняла участие команда студентов Нижегородского государственного университета имени Лобачевского. По сумме баллов трех ее участников – Алексея Путилова, Александра Муравьева и Ивана Оладышкина (все трое – выпускники лицея №40) – нижегородская команда лишь несколько баллов уступила хозяевам олимпиады, студентам МФТИ, и более чем на 60 баллов опередила команду МГУ имени М.В.Ломоносова, занявшую 3-е место. Алексей Путилов, набравший после апелляции 84 балла, стал абсолютным победителем олимпиады.В прошлом году старшеклассники лицея №40 приняли участие в 62-м Международном научно-инженерном конкурсе INTEL ISEF, который называют Малой Нобелевской премией. Это крупнейшее в мире научное мероприятие для старшеклассников. В числе участников были ученики 11-го «Ф» класса Григорий Астрецов и Лев Юровский с работой «Настольная модель многослойной магнитной наночастицы» и ученица 10-го «Ф» класса Полина Шалаева с работой «Многофункциональный сканер углового спектра». Оба проекта получили Grand Awards в секции «Физика и астрономия», а красивый модельный эксперимент наших ребят (простой на вид, но с очень сложной физической начинкой) получил также почетный диплом Американской ассоциации учителей физики и Американского физического общества. Это все хорошо, но хочется верить, что главные победы у лицеистов еще впереди.Нижний Новгород
Комментарии