“Поступить” свое чадо в престижный вуз – мечта каждого родителя. Однако у всех ли российских семей одинаковые возможности позаботиться о судьбе своего ребенка? Даже отбросив финансовый, бесспорно существенный аспект этой проблемы, скажем откровенно: нет, не у каждой. У ребят из глубинки шансов меньше, чем у подростков из крупных городов, прежде всего потому, что в их распоряжении обширные библиотеки, архивы, музеи. К их услугам многочисленные подготовительные курсы и репетиторы.
Несколько лет назад петербургские вузы объединились в Санкт-Петербургскую межрегиональную ассоциацию дополнительного образования (МАДО), чтобы помочь ребятам, живущим в разных регионах России, подготовиться к вступительным испытаниям в петербургские вузы. Чтобы поднять уровень образования школьников из малых городов до вузовского стандарта, в 100 городах России открыты филиалы и представительства МАДО. Сейчас в них работают более тысячи преподавателей. Это лучшие учителя, получившие рекомендацию районных органов образования. Школьники под их руководством изучают предметы по направлениям: физико-математическое, гуманитарное, естественные науки. Занятия ведутся по программам и учебным пособиям, утвержденным вузами. Дважды в год проходят установочные сессии. Для этого в регионы с лекциями приезжают профессора и доценты петербургских университетов.
– Такая подготовка позволяет ребятам уверенно чувствовать себя не только на вступительных испытаниях, но и в дальнейшей учебе, – отмечает директор МАДО Алексей Александрович Ахрамеев. – Более десяти тысяч ребят, занимавшихся на подготовительном отделении, стали петербургскими студентами. Многие из них уже закончили вузы, стали специалистами, продолжили научную карьеру в аспирантуре.
Важнейшее направление деятельности Санкт-Петербургской межрегиональной ассоциации дополнительного образования – работа по созданию единого информационного образовательного пространства России. Для этого в ассоциации создана первая в нашей стране телефонная информационно-консультативная служба. Издается газета для абитуриентов, серия справочников. Каждый из этих проектов ориентирован на то, чтобы дать жителям российских регионов равные возможности в получении информации об образовательных услугах.
– Телефонная информационно-консультативная служба собирает и анализирует информацию по всем аспектам деятельности образовательных учреждений, – рассказывает заместитель директора МАДО Сергей Михайлович Магкаев. – Она бесплатно и оперативно выдает абонентам максимально полные и достоверные сведения о вузах, оказывает нормативно-правовую помощь, дает профессиональные консультации.
Ежегодно во время зимних каникул в северной столице проходит Всероссийская неделя “Компьютерные технологии – школьникам России”. Учредителями компьютерных состязаний кроме Ассоциации стали Министерство образования РФ, комитет по науке и высшей школе администрации Санкт-Петербурга, Совет ректоров петербургских вузов, Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики (технический университет), городской Дворец творчества юных, Центр Федерации Интернет Образования.
Летом 2002 г. была организована первая Всероссийская олимпиада по информатике для учащихся школ закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), отдаленных военных городков и гарнизонов. В интеллектуальных состязаниях приняли участие десятиклассники из 17 ЗАТО. Олимпиада прошла в Институте точной механики и оптики (технический университет) при поддержке Российского государственного гидрометеорологического университета, Морского технического университета, Университета кино и телевидения, Военно-инженерного технического университета, Военно-морского института радиоэлектроники.
Четыре года подряд в Смольном при поддержке Министерства образования РФ МАДО проводит Всероссийские научно-практические конференции, посвященные проблемам высшего образования и сотрудничеству с регионами России в этой сфере. В них участвуют ректоры гражданских и военных вузов, руководители департаментов образования и представители администраций регионов России, общими усилиями разрабатываются стратегические направления совместной работы регионов и университетских центров.
Совместно с Минобразованием России МАДО подготовила Всероссийскуюй научно-практическую конференцию “Качество образования. Проблемы и перспективы взаимодействия вузов с регионами России в контексте модернизации образования”, в которой приняли участие руководители военных и гражданских вузов, представители Минобороны и Минобразования. В числе главных тем были проблемы управления качеством, внедрения современных образовательных технологий, опыт проведения, задачи и перспективы единого государственного экзамена. Особое внимание уделено совершенствованию взаимодействия вузов Минобороны и военкоматов со школами.
Военное направление в работе МАДО возникло не случайно. В ассоциацию входят более 20 вузов, среди которых не только гражданские, но и военные высшие учебные заведения.
– Работа с потенциальными абитуриентами ведется серьезная. В то же время углубленная подготовка по общеобразовательным дисциплинам не является достаточной для поступления в военный вуз, где к абитуриентам предъявляются более высокие требования. Учитывается физическая подготовка, морально-психологические качества, – говорит Алексей Ахрамеев. – Без специальных дополнительных занятий выпускникам школ трудно успешно пройти данные испытания.
В связи с этим МАДО выступила с инициативой создания Центров дополнительного военного образования для юношей, поступающих в военные вузы. Военные комиссариаты Ленинградского округа, Ростовской области, Краснодарского края, Республики Адыгея, Ханты-Мансийского автономного округа и другие поддержали предложение МАДО, выразили готовность к сотрудничеству в этой области.
Старшеклассники, которые проявят интерес к дополнительному военному образованию, смогут повысить уровень знаний по физике, математике, русскому языку, а также получить представление об основах военной службы, сделать осознанный выбор будущей профессии. Для более качественной подготовки учебно-консультационные сессии проводят ведущие преподаватели военных вузов.
Роман НИКОЛАЕВ
Комментарии