Чтобы стать живописцем по фарфору, сначала нужно научиться класть семь основных мазков специальной краской. Мазок «нисходящий, книзу зауженный» похож на лепесток цветка, сверху темный, посерединке светлее, а внизу совсем светлый. Среди других мазков-лепестков есть боковой теневой, вогнутый светлый, вогнутый темный… Ребята, поступившие в училище №21 поселка Пролетарий Новгородской области, семь мазков-лепестков учатся рисовать ни много ни мало – три месяца! Ведь именно они войдут потом в основу любого, самого сложного и красивого рисунка…
Люстра и деколь
«Вообще-то «фарфоровые» училища по стране закрываются, – с горечью сообщила мне мастер производственного обучения училища №21 Анна Петрова. – Небольшие заводы в упадке, не для кого готовить живописцев по фарфору».
Поселок Пролетарий Новгородской области невелик. Из учреждений образования здесь – одна общеобразовательная школа, два детских садика и ПУ №21. Градо- или, точнее, поселкообразующим является одно предприятие – фарфоровый завод, начавший свою работу более 100 лет назад. Первый владелец завода, фабрикант по фамилии Кузнецов, прославил свою фамилию для потомков. Разработанная при его жизни на заводе роспись по фарфору, особенностью которой являются круглые мазки, создающие «завертывающиеся» розаны, до сих пор носит название кузнецовской росписи. Свое художественно-ремесленное училище появилось у завода в 1945 году, сразу после войны, и с тех пор даже в самые трудные для себя времена завод поддерживал и поддерживает это учебное заведение. И сейчас бывший завод Кузнецова, носящий название ООО «Пролетарский фарфор», помогает своим подопечным материалами для учебы, предоставляет условия для производственной практики. Производственную практику на заводе учащиеся ПУ проходят в течение трех месяцев и там же готовят к сдаче свои дипломные работы.
Трехмесячная практика, начинающаяся весной и длящаяся в течение лета, касается тех ребят, кто поступил в училище после
9-го класса общеобразовательной школы и учится здесь два года. Те, кто пришел сюда после 11-го класса, учатся один год и летом защищают дипломы. В училище поступают и девушки, и юноши. В процессе учебы через некоторое время выделяются ребята, особенно одаренные и склонные к тому, чтобы придумывать не только новые узоры на изделиях, но и сами формы изделий. Такие учащиеся – это обычно юноши, так как работа с формами требует физической силы – получают профессию модельщика фарфоровых изделий. Остальные после окончания училища становятся живописцами по фарфору. Соотношение модельщиков и живописцев примерно такое – из 60-70 учащихся модельщиками ежегодно становятся всего человек пять.
Именно недавние девятиклассники минувшей осенью три месяца учились рисовать семь мазков-лепестков на фарфоровых блюдцах, тарелках, чашках, чайниках. Теперь, летом, они на территории ООО «Пролетарский фарфор» на практике выполняют некоторые виды работ по росписи фарфора. Названия работ и материалов порой звучат экзотично. Например, люстра – это на фарфоровом заводе не предмет, предназначенный для освещения помещений, а дисперсная жидкость радужного оттенка для отводки края изделия. «Так же, как картине художника будет чего-то не хватать, если она не заключена в рамку, – поясняет Анна Петрова, – так и рисунок, например, на фарфоровой чашке будет казаться незавершенным без нанесенной по верху и низу чашки полоски-отводки. На некоторых изделиях отводку края делают в заводских условиях жидким золотом, но часто используют и более дешевую люстру».
Кроме нанесения люстры, во время производственной практики первокурсники училища выполняют несложные фрагменты росписи. Но чаще им поручают клеить деколь. Этим словом с французским прононсом называют нечто вроде детской наклейки – рисунок переводится на фарфоровое изделие с бумаги, на которую наклеена пленка из краски. При опускании в теплую воду бумага отклеивается, и рисунок остается на изделии. Деколь гораздо дешевле ручной росписи, и большая часть фарфоровой посуды сейчас продается в магазинах именно с ней. Однако деколь менее прочна, чем рисунок, нанесенный кистью художника по фарфору: если лепесток фарфоровой розы при чересчур старательном мытье посуды вздулся – знайте, перед вами деколь. При наклеивании под пленку деколи могут попасть пузырьки воздуха, в этом месте она может потрескаться. Таким образом, задача старательного первокурсника-живописца, проходящего производственную практику, – наклеить деколь без этих самых пузырьков. Зловредные пузырьки воздуха, как и другие дефекты, могут оказаться и на самом фарфоровом, не раскрашенном еще теле чашки или блюдца. Но так как в течение учебного года учащиеся тренировались расписывать преимущественно выбракованные на заводе изделия, то цель скрыть при помощи росписи брак им вполне привычна и даже входит в число навыков, необходимых для живописца по фарфору.
Собственно, расписывать одну и ту же чашечку можно практически до бесконечности. Если рисунок не получился, берут живичный скипидар – этакую своеобразную «стиральную резинку» живописца по фарфору – и удаляют нарисованное. Можно творить заново! Наверное, такой особенностью объясняется относительная дешевизна учебных материалов в училище. Комплекты чашек, тарелок, блюдец, однажды приобретенных училищем для каждого обучающегося, передаются от одного поколения юных живописцев к другому. Кое-что иногда приходится приобретать на деньги учеников – например, живичный скипидар или краски. Заработать дополнительные деньги на, например, образовательных услугах населению училище не может – в поселке Пролетарий, где живут всего около 5 тысяч человек, такие услуги не востребованы…
Автограф от автора «Соляриса»
Вообще в течение учебного года учащихся ПУ готовят расписывать изделия в различных видах живописи – например, индийской, с драконами и диковинными цветами, или полихромной, позволяющей разрисовывать объемные напольные вазы. Но во время производственной практики и при сдаче дипломной работы ребята должны показать свои умения и навыки только в двух основных видах живописи – манерной и натуралистической. Манерная живопись декоративна, упрощена – собственно, это и есть традиционная кузнецовская роспись, о которой говорилось выше. Натуралистическая живопись передает изображения пейзажей, животных, птиц такими, какими они предстают перед нами в действительности. Самой яркой юной художницей, работающей в натуралистической манере, стала выпускница училища нынешнего года Наташа Ярыгина. Одаренная девушка, не изучавшая специально анатомию, по интуиции точно соблюдает пропорции тела при рисовании животных. Ее дипломной работой стала роспись большого чайника и блюда, на которых Наташа изобразила своих любимых животных – тигров. Мастерство Натальи Ярыгиной – девушка владеет не только техникой росписи фарфора, но и увлекается живописью – уже оценили в Великобритании, куда она ездила в составе делегации молодых новгородских художников.
А Николай Васильёнов – единственный выпускник ПУ, которого пригласили в этом году работать на ООО «Пролетарский фарфор», причем модельщиком. Его дипломной работой стала роспись большого чайника формы «Солярис» – весьма сложной, с рифлеными дутыми боками. О том, насколько сложно придумать и воплотить на практике собственный рисунок для дипломного изделия, говорит тот факт, что перед обжигом на изделии пишется название работы и ставится подпись ее автора. Так же, как на картине…
Пойдет ли работать на фарфоровый завод Николай Васильёнов, сказать трудно. После окончания ПУ юноша поступил в Новгородский государственный университет. Выпускникам этого училища, закончившим его с красным дипломом, можно сдавать при поступлении на профильные специальности – «дизайн», «ландшафтный дизайн», «архитектура» – всего один экзамен. Если сдать его на «отлично» – вы приняты! Краснодипломница училища Олеся Бугаева именно таким образом поступила в этом году в НовГУ на факультет технологии художественной обработки материалов. Год назад Олеся уже пыталась поступить на этот факультет, но недобрала один балл. Учеба в ПУ не только дала ей возможность осуществить все-таки через год после первой попытки свою мечту, но и обогатила художественными знаниями. В училище преподают основы изобразительного искусства и художественного проектирования, изучают черчение перспективы и народные художественные промыслы…
– Очень многие мои однокурсники после окончания училища поступили в Новгородский государственный университет, – говорит Олеся Бугаева. – Многие рассматривали учебу в училище именно как ступеньку к дальнейшему продолжению учебы в вузе. Хочет ли кто-нибудь работать на заводах этого профиля после окончания училища? Я не знаю таких примеров.
По словам Анны Петровой, выпускники училища избирают самые разные профессии, прямо или косвенно связанные с живописью. Один, например, работает в автобусном парке Великого Новгорода – расписывает рекламными слоганами автобусы. Другая выпускница делает декоративный маникюр в одном из самых модных салонов областного центра и весьма преуспела в своем деле, занимая призовые места на ежегодных областных конкурсах по нейл-арту. Но о том, чтобы непосредственно работать живописцем по фарфору, почти никто из прошлых или нынешних учащихся не мечтает. Почему? Анна Петрова считает, что проблема в повсеместном закрытии небольших фарфоровых заводов в стране или их вялом существовании, когда вроде бы завод и работает, но зарплату своим работникам выплачивает нерегулярно или размер этой зарплаты небольшой. А ведь были времена, со вздохом говорит мастер Петрова, когда поступать в новгородское училище №21 приезжали ребята со всей страны, от Архангельска до Украины, и из самой Москвы желающие были… Общежитие при ПУ и сейчас сохранилось, между прочим… Добро пожаловать!
пос. Пролетарий, Новгородская область
Комментарии