Что такое творчество? О каком творчестве может идти речь на обычных уроках, когда школьники познают и усваивают то, что было открыто взрослыми, их предшественниками?Как известно, базовое содержание общего образования включает четыре основных компонента: знания, умения и навыки, эмоционально–ценностные ориентации и опыт творческой деятельности.
К содержанию опыта творческой деятельности в свою очередь могут быть отнесены следующие элементы:
– самостоятельное осуществление ближнего и дальнего переноса знаний и умений в новую ситуацию,
– обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации,
– установление целостной структуры объекта,
– видение новой функции объекта,
– учет альтернатив при решении проблемы,
– комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы (Д. Левитес).
Если ребенок впервые произвел умственную операцию, которой его специально не обучали, то можно говорить о творческой познавательной деятельности ученика.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Некоторые ученые считают, что творческие качества передаются по наследству от родителей детям и их невозможно воспитать и развить. Другие исследователи отмечают, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, поэтому их целенаправленное воспитание и развитие у детей и самовоспитание у взрослых затруднено. Конечно, нельзя абсолютно отрицать врожденность, генетическую предрасположенность человека к творчеству. Однако для их развития и реализации необходима целенаправленная систематическая деятельность педагогов.
В начале 80-х годов прошлого века советские исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. Это позволило им назвать специфические особенности, присущие творческой личности:
– умение поставить творческую (достойную) цель и подчинить свою деятельность ее достижению;
– умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;
– высокая работоспособность;
– умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели;
– умение защищать свои убеждения.
В исследованиях зарубежных психологов (К. Юнг, А. Адлер, К. Роджерс, А. Маслоу) внимание в первую очередь акцентируется на таких качествах, как одаренность, интуиция, воображение, фантазия, активность.
Одной из стратегических целей исторического образования в общеобразовательных учебных заведениях является воспитание творческой личности, развитие таких качеств школьников, как фантазия, воображение, интуиция, активность.
Воображение – неотъемлемая системообразующая характеристика творчества, в то же время оно является средством и результатом любой творческой деятельности. Этот вывод подтверждает в своих исследованиях известный советский психолог С. Л. Рубинштейн. Он пишет: «Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что–то новое… Воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека, и прообразами для нее». Действительно, воображение порождает нечто новое либо преобразует то, что мы воспринимаем. Человек может представить то, чего он в действительности никогда не видел, опираясь на свой опыт и знания.
Полезно и увлекательно представить себе «дела давно минувших дней», «посравнить да посмотреть век нынешний и век минувший».
Великий русский поэт и философ ХХ века Валерий Брюсов посвятил истории стихотворение. В нем он сравнил минувшие столетия с разноцветными фонариками:
Столетия – фонарики,
о сколько вас во тьме
На прочной нити времени
протянуто в уме.
Ассирийскую державу поэт окрасил в багряные тона: «цветы в крови, трава в крови, и в небе красный цвет». Египет представил как «гирлянду желтых фонарей». «Ясность и прекрасность Периклова века» сменил «свет ослепительный, белый, торжествующий» Рима. Век Данте – «блеск таинственный, зловеще золотой», век Леонардо да Винчи – «лазурное сияние», «большая лампа Лютера – луч, устремленный вниз…». От века «суетных маркиз» поэт ведет нас к революции: «Сноп молний – Революция!» – и завершает яркой характеристикой ХIХ века: «О ты! век девятнадцатый, беспламенный пожар!».
Да, развитие общества никогда не шло по прямой, то был путь извилистый и сложный, насыщенный взлетами и падениями, катастрофами, войнами, победами и поражениями. Погибали цивилизации… Не счесть нашествий, сражений, природных катаклизмов, религиозных конфликтов. Но история неумолимо двигалась вперед. История нашей Родины – не исключение.
Познание и изучение истории России в целом и отдельных самых ярких ее страниц побуждает школьников рисовать в своем сознании образ Родины в разные (счастливые и несчастливые) ее дни.
Руководствуясь словами С.Л. Рубинштейна о том, что «…кусочек фантазии есть в каждом акте художественного творчества и во всяком подлинном чувстве; кусочек фантазии есть в каждой отвлеченной мысли, поднимающейся над непосредственно данным; кусочек фантазии есть и в каждом действии, которое хоть в какой–то мере преобразует мир; кусочек фантазии есть в каждом человеке, который, мысля, чувствуя и действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу чего–то нового, своего», педагоги частной школы №2 «Наш дом» г. Благовещенска предложили старшеклассникам в образной форме выразить свое отношение к истории России, продемонстрировав при этом творческий потенциал своего Я. Выполняя задание, учащиеся должны были руководствоваться алгоритмом творческой познавательной деятельности, подразумевающим следующие «шаги»: постановка творческой цели, определение предмета творческой деятельности, мотивация деятельности, определение наиболее оптимальных способов (методов) и средств деятельности, результаты деятельности (идеальная модель результата).
Большинство работ отличались самостоятельностью исполнения, конкретностью. Выпускники постарались отойти от традиционных взглядов на историю, от шаблона, стремились к поиску новых форм, выражали собственное мнение, были заинтересованы в результатах своей деятельности.
Школьные работы можно условно классифицировать
– по форме: изобразительные, поэтические;
– по сложности исполнения: простые, сложные;
– по оригинальности исполнения: репродуктивные (по аналогии), оригинальные (неординарные);
– по уровню самостоятельности исполнения: выполненные самостоятельно, без чьей- либо помощи, выполненные с чьей–либо помощью;
– по уровню реализации творческого замысла: воспроизводящие (низкий уровень), преобразующие информацию (средний уровень), творческие ( высокий уровень).
Особый интерес вызвали творческие работы Е. Коваленко, А. Мельникова, М. Вельбоя, А. Долинского, Ю. Ершовой, А. Кирилюк, С. Балданова, Д. Москаленко.
Гордостью за Родину, ее свободолюбивый народ проникнуты стихи А. Орловой:
В четырнадцатом веке
Куликовская битва была,
На колени Россия встать
не могла!
С территории нашей изгнали
врагов.
Не позволили сделать
из русских рабов!
Творческая фантазия и воображение в полной мере проявились в работах Н. Сеничкиной, Н. Иванова. Так Н. Сеничкина представила историю России «в войнах и восстаниях», сопроводив иллюстрации высказываниями А.С. Пушкина, А.А. Блока, М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена, А.В. Суворова, Н.М. Карамзина, а также цитатами из документов («Обращения киевлян к Святославу во время его похода на Дунай», «Заявления Александра I по поводу вторжения французов», «Речи Н.С. Хрущева о Карибском кризисе и т.п.). Н. Иванов проиллюстрировал свой рассказ о русской истории с древнейших времен до конца Х1Х века собственными рисунками.
Подобные задания позволяют личности создать «собственное творческое пространство», реализовать творческое Я.
Результаты выполнения школьниками творческих заданий подтверждают вывод, который сделал в свое время известный русский педагог В.В. Давыдов: «Творческое Я обнаруживается прежде всего в творческом отношении к различным формам общественной жизни и уже через это – в творческом созидании самого себя».
Наталья СТАРЧЕУС, учитель истории и обществознания негосударственной СШ №2 «Наш дом» г. Благовещенска, учитель года Амурской области-2003
Комментарии