Дети блокады… В осажденном городе продолжали работать 39 школ. В бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах… Дети шатались от голода. Трудно все это представить нам, живущим в XXI веке.
Подбирая материалы по теме «Во имя жизни на земле», наткнулась на одну дневниковую запись. «К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941-го в своем дневнике учительница истории 239-й ленинградской школы К.В.Ползикова. – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя». А разговор о блокаде со своими детьми я начала с вопроса: – Вы знаете, как ели блокадный хлеб? – Нет! – дружно ответили ребята.- Я раньше тоже не знала… Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошечка не пропала, ни одна… И помните об этом всегда, в школьной столовой за обедом, дома за ужином и даже в гостях на празднике. …Не могла не сказать на этом уроке о своем учителе, ветеране Великой Отечественной войны Викторе Алексеевиче Суркове. Свой боевой путь воин прошел в составе трех армейских соединений, в момент прорыва блокады Ленинграда – в 67-й армии. Виктору Алексеевичу трижды пришлось ходить за линию фронта на связь с партизанами. В партизанских землянках, блиндажах, в которых довелось ему побывать, наряду с боевым составом находились старики, дети, семьи.Одна трогательная встреча надолго осталась в памяти солдата. Изможденная военным лихом старушка в знак благодарности преподнесла разведчикам два кусочка сахара, сохранившихся у нее еще с довоенного времени. И надо было видеть, как на эти кусочки сахара смотрели голодные партизанские ребятишки. У воинов-ленинградцев, успевших за время блокады повидать всякое, на глаза, навернулись слезы.В полной тишине слушали мой рассказ дети. Конечно, музейного урока не хватило, чтобы рассказать детям обо всех героических защитниках Ленинграда, о людях, переживших и не переживших блокаду. Но главное они поняли, почувствовали. Татьяна ШЕБУРОВА, руководитель школьного музея Пушанинской школы, Белинский район, Пензенская область
Комментарии