search
main
0

Курс задан. В Москве прошло первое совещание по порядку введения ФГОС

2-3 февраля в Российской академии образования прошел Всероссийский семинар-совещание «Организация введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В мероприятии приняли участие представители 79 регионов: руководители органов, осуществляющих управление в сфере образования, ректоры учреждений дополнительного профессионального педагогического образования. Семинар-совещание состоялся по инициативе Министерства образования и науки РФ и Института стратегических исследований в образовании РАО. Главной темой обсуждения был порядок введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования.

Досье «УГ»МненияГанга ЭЛЬМУРЗАЕВА, ректор Института повышения квалификации работников образования Чеченской Республики:- Я думаю, что самой большой проблемой, которая возникнет, станет необходимость повышения квалификации учителей. Учитель должен понимать, что такое новый стандарт.И еще одна важная составляющая – это материально-техническое обеспечение. Я полагаю, что сегодня в России очень мало школ, которые в полной мере будут отвечать всем требованиям по критериям перехода на новый стандарт. Однако при вложении средств эту проблему легко решить. А вот все, что связано с изменением мышления, вызовет немалые трудности.Наталья ГЕЛЕСЕВА, ведущий специалист Департамента Смоленской области по образованию и науке:- Во-первых, необходимо осмысление самого стандарта, причем не только представителями управленческого звена, но и самими педагогами, его принятие как компонента, который будет определять жизнь школы на протяжении следующих лет. Поэтому надо изменить мышление педагогов, настроить их на инновационный лад. И это самая сложная задача. Второй важный момент – это повышение квалификации. Я думаю, что многих умений от директоров школ потребуют вопросы финансового обеспечения, создания условий, предусмотренных стандартом.Учитель как был стержнем образования, так и останется. Его миссия теперь заключается еще и в том, что он становится проводником федеральных государственных стандартов нового поколения.

Игорь РЕМОРЕНКО, директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ:

– Эта встреча – первая из серии семинаров-совещаний, посвященных введению федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Федеральный образовательный стандарт впервые в истории России получил полноправный статус нормативного документа и зарегистрирован Министерством юстиции РФ в декабре прошлого года. И теперь, отталкиваясь от нормативного документа, мы имеем возможность уже строить проектные работы.

Общей содержательной рамкой Федерального государственного образовательного стандарта для начальной школы и целого спектра направлений работы на ближайшие пять лет стала утвержденная Президентом России инициатива «Наша новая школа», первое из шести направление которой подразумевает переход на новые образовательные стандарты.

Конкретные образовательные программы, реализуемые в каждом образовательном учреждении, разрабатываются согласно статье 14 пункту 5 Закона «Об образовании» на основе примерных основных образовательных программ и должны обеспечивать достижение обучающимся результатов, установленных государственными федеральными стандартами. В этом смысле требования к результатам имеют прямое действие в отношении образовательных учреждений. И каждое образовательное учреждение теперь при создании программы с первого сентября 2010 года должно ориентироваться на перечень соответствующих требований.

Вопрос расчетов нормативов становится одним из ключевых по введению стандартов. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отметил необходимость связи результатов оценки условий осуществления образовательной деятельности, финансово-экономических механизмов, которые есть в комплексных проектах модернизации с введением новых стандартов.

Для введения стандартов в каждом регионе я считаю принципиальным, во-первых, рассмотреть методики нормативно-подушевого финансирования и скорректировать их с учетом введения стандартов. То есть с точки зрения обеспечения перечня условий, предоставленных в стандартах. Во-вторых – сформировать методические объединения педагогов, которые будут работать над оценочными процедурами. Необходимы выбор таких оценочных подходов, способность измерить уровень компетенций, указанных в первой части стандарта, то есть межпредметность, умение применять информацию, умение анализировать и так далее. Надо сказать, что компетенции, связанные с «воспитательным сюжетом», не подлежат оценке, что правильно. Разве можно оценивать патриотизм? В каждом регионе необходимо создать рабочую группу и ввести электронный мониторинг введения новых стандартов.

Владислав КУЧМА, директор Научно-исследовательского Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук:

– Основная задача введения стандартов – это, конечно же, повышение качества образования, но вторая, не менее важная, цель – это укрепление здоровья и создание психологического комфорта участникам образовательного процесса. Один из показателей эффективности работы губернаторов – это наполняемость первой, второй и третьей групп здоровья учащимися образовательных учреждений.

Существует целый ряд положений стандарта в части условий реализации учебной деятельности, которые даже не требуют дополнительных нормативных документов.

В общих положениях стандарта представлен портрет выпускника начальной школы, в котором наряду с важными государственными задачами об отношении к своему народу, краю и Родине прописано положение о том, что он должен вести здоровый, безопасный для себя и окружающих образ жизни.

Важная позиция – внеучебная деятельность: экскурсии, олимпиады, кружки и так далее. Время на это в стандарте прописано – 10 часов в неделю. В СанПиНе скорее всего будет прописан баланс двигательной и статической загруженности внеурочных занятий, чтобы внеурочная деятельность не превратилась в дополнительные уроки информатики и художественного слова.

Новизна СанПиНов еще и в том, что мы определяем условия обучения детей с ограниченными возможностями. Обновлены требования к учебной мебели: мы прописали возможность использования конторок. Дана схема организации учебных каникул. Расширены требования к организации двигательной активности и проведению уроков физической культуры. Снижено максимально возможное количество детей в классе: не более 24.

Важен раздел, посвященный информационно-образовательной среде. Расширены и пересмотрены требования к организации занятий с использованием компьютера. Мы оставляем только максимальную одноразовую нагрузку при работе ребенка с компьютером, которая составляет пятнадцать минут непрерывной работы.

Пока в СанПиНах нет раздела, посвященного сексуальному воспитанию детей, но мы планируем его создать, так как все понимают, что в этом есть необходимость.

Елена НИЗИЕНКО, заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ:

– На сегодняшний день принят стандарт только начального общего образования. К маю мы предполагаем направить в Совет по стандартам при Минобрнауки стандарт основного общего образования и стандарт среднего (полного) образования.

Ключевой момент при введении стандарта – это работа по формированию основной общеобразовательной программы общеобразовательного учреждения. Дело в том, что от того, насколько понятно школы сформируют эту программу, будет зависеть успешная реализация стандарта.

Школы сегодня в большинстве своем не готовы к самостоятельной разработке такой программы. Задача региона – подготовить руководителей и команды школ к созданию такой программы. Тем более что времени у нас осталось совсем немного: с первого сентября 2011 года стандарт должен быть введен.

Еще один момент – расширение функций и пользователей стандарта: группа разработчиков очень внимательно работала над тем, чтобы стандарт был понятен всем пользователям: учителям, ученикам, руководителям школ, органам управления образованием, родителям и системе профобразования. Поэтому необходима широкая информационно-разъяснительная работа.

Кроме того, впервые в образовании зафиксирована необходимость прохождения курсов повышения квалификации учителем один раз в пять лет. Что же касается аттестации, то мы сейчас находимся на заключительной стадии принятия положения об аттестации. Ее порядок сейчас проходит согласование с Профсоюзом работников образования и науки. Ключевые позиции такие: остается аттестация на квалификационные категории, которая совмещается с аттестацией на подтверждение занимаемой должности. То есть учитель, изъявивший желание пройти аттестацию на категорию, одновременно проходит и подтверждение соответствия занимаемой должности.

Все дополнительные материалы семинара-совещания ищите в Интернете по адресу: http://fgos.isiorao.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте