Студенты первого курса Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана стали слушателями новой учебной программы «Профилактика наркомании среди молодежи». Как сообщила пресс-служба Бауманского университета, этот учебный курс – результат совместной работы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), Министерства образования и науки РФ и Центра здоровьесберегающих технологий МГТУ им. Н.Э. Баумана. В текущем семестре его начали преподавать в качестве экспериментального в ведущем техническом университете страны.
Цель антинаркотического учебного курса – обучение студентов навыкам преодоления давления наркосреды, формирование негативного отношения к незаконному потреблению наркотиков и мотивации к здоровому образу жизни, а также изучение социально-педагогических, психологических и юридических аспектов предупреждения наркомании в молодежной среде. Залог эффективности экспериментального учебного курса в том, что занятия со студентами проводят ведущие специалисты Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Первая, презентационная лекция курса не случайно вызвала живейший интерес студентов. Ведь лекцию читали два ведущих специалиста ФСКН России – руководитель Департамента межведомственной и информационной деятельности генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов и заместитель начальника Управления межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН России полковник полиции Алексей Миронов. Он, в частности, подчеркнул, что, начиная этот курс лекций, ФСКН надеется найти новые формы противодействия наркомании, услышать мнение молодежи о проблеме распространения этой страшной беды.
А генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов обратился к студенческой молодежи с интересным предложением: «Мы очень хотели бы получить от вас предложения о противодействии наступающей со всех сторон так называемой наркокультуре, предложения по формированию в обществе здорового образа жизни». Он также отметил: «В США, да и во всем западном мире отказ от курения, потребления алкоголя, от наркотиков – норма жизни. А у нас, наоборот, можно сказать, появилась ненужная мода на все это, пришедшая вместе со столь необходимыми нашей стране демократическими свободами». «В нашем обществе не были выработаны критерии защиты от наркотиков», – подчеркнул генерал-лейтенант полиции. По его мнению, незаконному обороту и потреблению молодежью наркотиков надо противопоставить систему профилактики наркомании и борьбы с наркопреступностью. Жертвам наркомании в основном от 11 до 25 лет. Поэтому в предупредительной, профилактической работе усилия государственных и негосударственных организаций, религиозных объединений должны быть сосредоточены на молодых людях.
В высшей школе России сложилась и применяется система обучения, обеспечивающая статус нашего Отечества как одной из самых образованных стран мира. Быть образованным человеком в России престижно. Поэтому учебные заведения должны стать базовой площадкой, на которой можно реализовать системный и комплексный подход к профилактике наркомании. Сегодня российская высшая школа должна готовить не только высококвалифицированного специалиста, но и человека, обладающего высокой культурой.
«Самое главное – в образовательной среде не должно быть наркотиков. Увы, у нас уже есть печальный опыт», – сказал Александр Михайлов, заметив, что пропаганда наркокультуры, вседозволенность, растлительное влияние наркодельцов приводят к печальным последствиям. «Нужно помнить: один наркоман в классе – на кладбище может оказаться весь класс», – предостерег генерал-лейтенант полиции.
Выход из создавшегося положения – во внедрении здоровьесберегающих технологий, моды на здоровый образ жизни, на отказ от наркотиков. «Необходимо вывести наркотики из молодежной среды, блокировать зоны их распространения». Одной из таких акций, проведенной ФСКН России, стало создание «чистых зон отдыха» – клубов и других мест развлечений молодежи, свободных от наркотиков. Владельцы этих развлекательных учреждений гарантируют: наркотики и веселье несовместимы.
Другое направление работы ФСКН – работа с группами риска, детьми из неблагополучных семей и сиротами. Об опыте работы в детско-юношеском спортивном лагере «Юный спецназовец» прозвучал рассказ во время демонстрации фильма «Неприкосновенный запас России».
Алексей Миронов подробно рассказал о целях и задачах специального курса, состоящего из лекций, семинаров и практических занятий. Он включает не только информацию о наркотических и психотропных веществах и показ вреда для личности, социальных последствий незаконного потребления наркотиков, но и вопросы профилактики наркомании и других форм зависимости, психосоциальной реабилитации, касается роли психологов, социальных и медицинских работников, представителей религиозных конфессий в решении этой проблемы.
Курс будут читать в Бауманском университете не случайно. С согласия студентов в вузе регулярно проводится медицинское освидетельствование почти двух тысяч человек. Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Игорь Федоров считает: «Сегодня на первый план выходит проблема разработки стандартов профилактической работы, которую надо вести в обществе. Для этого в вузах следует создавать центры по профилактике наркомании. Такой центр существует у нас уже не один год, и экспериментальный курс поможет работе центра». А самое главное – обучающиеся в Бауманском университете молодые люди, которые в будущем войдут в научно-техническую элиту и инженерный корпус России, получат знания технологий и методов эффективного психологического противодействия страшному злу, смогут развивать навыки и стратегии поведения, укрепляющие здоровье.
На протяжении всей своей 175-летней истории главный технический университет был колыбелью не только выдающихся изобретений и научных открытий, таких, как исторический прорыв человечества в космос и множество других, но и «малой родиной» новаторских образовательных технологий. Хочется верить, что антинаркотический учебный курс, пройдя «обкатку» в стенах Бауманского университета, со временем превратится из экспериментального в традиционный, получит повсеместную прописку в российских учебных заведениях.
Комментарии