На днях, в преддверии XVIII Международных Рождественских чтений в Храме Христа Спасителя прошла конференция учителей, преподающих «Основы православной культуры». В мероприятии участвовали преподаватели Москвы и Московской области. Выступающие, а это главным образом чиновники из профильных ведомств Москвы и Московской области, директора воскресных и общеобразовательных школ, говорили об итогах первых лет преподавания нового предмета, о сотрудничестве государства и церкви в образовании. Звучали слова о необходимости поддержания культурной идентичности российского общества, об огромной роли православия в формировании цивилизационного облика России. Я внимательно слушал выступления и ловил себя на мысли о том, что лично меня конференция заставляет задуматься, насколько правильно разработана сама концепция нового предмета.
Что же сегодня представляет собой курс «Основы религиозной культуры и светской этики»? Это не единый предмет, а комплекс элективных модулей: отдельно основы православной, мусульманской, иудейской, буддийской культур, а также основы светской этики для детей из неверующих семей. Когда внедрение ОРКСЭ было в стадии подготовки, звучали справедливые вопросы: правильно ли, что детей, начиная уже с младшей школы, делят по конфессиональному признаку, навязывая ребенку девяти-десяти лет определенную идентичность? Не есть ли такая практика грубейшим нарушением конституционного принципа светского государства и не приведет ли она в будущем к расколу и изоляции религиозных групп друг от друга? Пойдя на уступки критически настроенной общественности, разработчики к перечисленным модулям добавили еще один – «Основы мировых религиозных культур». В результате, возникла совершенная путаница. Последний модуль вбирает в себя всю тематику, которая представлена в других, кроме «Основ светской этики». Это ничего не меняет, потому что верующие родители могут выбрать курс только по своей конфессии, а дети неверующих родителей, выбравших «Основы светской этики», лишаются возможности познакомиться с мировыми религиями.
Трагические события во Франции ясно показывают, что главная задача современного мира, мира эпохи глобализации – сформировать условия для диалога культур. С одной стороны, французская светская культура, в которой злостная насмешка над религией не считалась грехом или преступлением. Это давняя традиция. Достаточно только вспомнить, каким ужасным кощунником был Франсуа Рабле, как безжалостно и грубо он высмеивал христианские догмы. С другой стороны, мусульманская культура, где в принципе запрещено изображение пророков, и уж тем более шарж или карикатура. Нельзя оправдать убийство людей, которое произошло в Париже. Но правильно ли оправдывать оскорбление религиозных чувств?! В чем причина этой трагедии? Очевидно, что она кроется в гигантской пропасти, разделяющей две совершенно разные культуры, которые волей исторической судьбы оказались вместе. Наведение культурных мостов – одна из насущных проблем, стоящих перед всем человечеством. Мне думается, что новый предмет как раз и должен стать одним из таких мостов.
Россия имеет гораздо более богатый опыт сосуществования людей самых разных национальностей и религий. Мы могли бы поделиться этим опытом с Европой, которая только в ХХ столетии столкнулась с проблемой интеграции мусульман. Но для этого нам надо развивать и совершенствовать нашу интеграционную модель. Школа, без сомнения, должна сыграть здесь первую скрипку. На мой взгляд, единый интегрированный курс, где изучались бы все мировые религии и светская этика, был бы более адекватен этой задаче. Нужно учить пониманию не только своей культуры, но и чужой, не менее уникальной. Межнациональные конфликты начинаются с бытовой ксенофобии. Нужно объяснить русскому ребенку, почему, например, его азербайджанский или таджикский сосед по парте отказывается от свиной котлеты в школьной столовой. Необходимо показать то общее, что нас объединяет. А это невозможно без сравнительного религиоведения. На уроках истории и обществознания я часто сравниваю христианство и ислам. Многие мои ученики бывают поражены тем, что Иисус Христос почитается мусульманами. Они начинают интересоваться, что еще есть общего у этих религий, и ислам перестает быть для них совершенно чуждым и пугающим.
В то же время, дети должны знать, что человек в нашей стране имеет право быть атеистом. Важно дать понять, что те духовные нравственные ценности человеколюбия, которым учат мировые религии, разделяются и неверующими. И вместе с тем, нужно подчеркивать и различия, разнообразие множества форм мировоззрения. Светская государственная школа не имеет право быть учреждением, где ребенку навязывают конфессиональную принадлежность. Вместо этого она должна предоставить ему возможность самостоятельного и обдуманного духовного самоопределения. Дети верующих родителей имеют право знать, что существует иное, атеистическое мировоззрение. Дети христиан имеют право знать о других религиях, и наоборот. Этот курс должен приводить к мысли о том, что при всех важных и неотъемлемых различиях у всех нас одна система нравственных координат.
Об авторе
Алексей Царегородцев, кандидат исторических наук, преподаватель истории государства и права Института международной торговли и права, учитель истории и обществознания школы Института международной торговли и права. Магистрант факультета политологии Высшей школы экономики по направлению религиоведение.
Фото Ольги Максимович
Комментарии