search
main
0

Курс – на здоровьесбережение

​1 сентября 2013 года вступает в действие закон «Об образовании в РФ», а сегодня идет работа по созданию московского закона об образовании. Естественно, возникает вопрос о том, что обязательно должно найти свое отражение в этом новом региональном законе.

Ответ на него, думаю, поможет найти круглый стол «Вопросы здоровья в системе общего образования: проблемы отрасли и законодательства», который провел Комитет ГД по образованию. Обсудить наболевшие вопросы своевременной и эффективной профилактики заболеваемости обучающихся, школьной медицины и внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий собрались депутаты ГД РФ, члены Совета Федерации и представители свыше 30 субъектов РФ – научные и педагогические работники, руководители и специалисты министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов власти, общественных организаций. Систему московского образования представлял Московский институт развития образования (МИРО).Приветствуя участников заседания, председатель Комитета ГД по образованию В.Никонов отметил, что здоровье подрастающего поколения – фундамент развития человеческого капитала страны, важнейшая составляющая понятия «качество образования». Статистические данные заставляют бить тревогу: две трети 14-летних обучающихся сегодня имеют хронические заболевания, а выполнить минимальные нормативы физической подготовки способны чуть больше 60% выпускников школ. Поэтому в свете вступления в силу с 01.09.2013 нового закона «Об образовании в РФ» должны быть актуализированы имеющиеся и разработаны новые нормативные правовые документы, регламентирующие большой спектр вопросов охраны здоровья школьников.Оказание первичной медико-санитарной помощи, питание обучающихся, определение оптимального соотношения физической и интеллектуальной нагрузок, профилактика несчастных случаев и заболеваний, обеспечение безопасности, пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни – все эти задачи предстоит решать столичным образовательным учреждениям и всей России в целом при реализации статьи 41 «Охрана здоровья обучающихся» закона. Самыми серьезными барьерами при их решении член-корреспондент РАО Ф.Харисов назвал недостаточность нормативной правовой базы и низкий контроль за исполнением уже имеющихся нормативных документов и методических рекомендаций. Референт Департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Минобрнауки РФ А.Минаев обратил внимание участников встречи на выполнение образовательными учреждениями Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников как системы необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников. Отрадно, что в Москве уже накоплен и подготовлен к трансляции успешный опыт организации физкультурно-оздоровительной, просветительской работы с младшими школьниками в рамках реализации ФГОС. Среди основных недостатков, выявляемых в ходе контрольно-надзорных мероприятий в школах, заместитель начальника отдела организации санитарного надзора по гигиене детей и подростков Роспотребнадзора Г.Яновская отметила низкий уровень материально-технической оснащенности, недоукомплектованность квалифицированными специалистами медицинского и физкультурно-оздоровительного профиля. Многие школы сегодня оказались не готовы проводить третий урок физкультуры в активном двигательном режиме именно из-за отсутствия соответствующих помещений и площадок, физкультурно-спортивного оборудования и кадров. Но третий урок физкультуры должен быть активным, это должен быть «урок удовольствия», подчеркнула член Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Г.Николаева, поэтому срочно нужно разработать рекомендации по модернизации близлежащих к образовательных учреждениям территорий для занятий физкультурой и спортом, предпринять шаги по обеспечению каждого образовательного учреждения (независимо от количества обучающихся) медицинскими работниками. Учителя физкультуры должны быть готовы проводить дифференцированную работу с обучающимися на основе выделения групп здоровья. В целом такой опыт уже наработан в Москве, и сегодня принципиально важно, чтобы его изучили коллеги в регионах, это, вне всякого сомнения, поможет им качественно подойти к преподаванию физической культуры в образовательных учреждениях.Важным инструментом решения обсуждаемых проблем стала сегодня разработка региональных целевых программ сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи. Пока такие программы как составляющие более широких программ повышения качества здоровья населения в том или иной субъекте РФ выглядят слабо, считает руководитель лаборатории профилактики факторов риска неинфекционных заболеваний среди детей и подростков государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины А.Александров. Между тем без кардинального изменения отношения к здоровью детского населения как главной ценности и повышения ответственности за него руководителей регионов, муниципалитетов и самих образовательных учреждений не достигнут своего 60-летнего возраста больше 40% современных юношей. Кстати, в Москве эту ситуацию меняют в рамках преемственных решений городские среднесрочные программы развития образования, здравоохранения, культуры и спорта, прямо работающие на задачи формирования здорового стиля поведения подрастающего поколения. Профилактическая и просветительская работа в области здоровья должна в первую очередь проводиться в образовательных учреждениях – таков главный посыл большинства выступлений участников круглого стола. Пока же педагогический ресурс здоровьесберегающей деятельности используется недостаточно, системная работа по этому направлению представлена локально, а использующиеся технологии не всегда эффективны. Для того чтобы была выстроена единая школьная здоровьесберегающая политика, необходимы не только школьный координатор здоровьесберегающей деятельности, но и экспертная оценка эффективности используемых технологий, педагогический аудит опыта их реализации. Важность повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах охраны здоровья неоспорима, настало время ввести в учебные планы вузов и учреждений дополнительного профессионального образования «сквозной» курс «Здоровье школьников», нацелив его на не только на усвоение междисциплинарных знаний в соответствующей области, но и на формирование профессиональных компетенций. Однако, по мнению заведующего кафедрой педиатрии и школьной медицины факультета усовершенствования врачей РНИМУ им. Н.И.Пирогова Д.Панкова, к работе в образовательных учреждениях особым образом нужно готовить и врачей. Педиатрическая служба школьной медицины должна развиваться как служба предшествующих болезни состояний, поэтому необходима специализированная подготовка врачей, способных диагностировать и своевременно влиять на состояния предболезни у детей и подростков. Сегодня важными факторами риска, снижающими показатели здоровья обучающихся, выступают не только биологические, но и социальные факторы – нерегулярное и неполноценное по составу питание, связанная с ним избыточная или недостаточная масса тела, низкая доступность занятий спортом и физкультурой, недостаточная физическая нагрузка в течение дня. Регулировать все эти факторы педагоги школ могут только в сотрудничестве с семьей, медицинскими работниками и коллегами из учреждений дополнительного образования детей. Обсуждение стратегии и тактики межведомственного взаимодействия стало отдельной тематической линией круглого стола. Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН В.Кучма подчеркнул, что общегосударственная концепция формирования здорового образа жизни не принята, а специалистов-медиков не привлекают к обсуждению программ формирования культуры здорового образа жизни, разрабатываемых образовательными учреждениями. Распространению позитивного опыта работы школ, содействующих укреплению здоровья как части сетевого проекта «Школы здоровья в Европе (SHE)» на территории Москвы и России будут способствовать реальное межсекторальное взаимодействие и комплексный подход в организации здоровьесберегающей деятельности. В таких школах у обучающихся формируются и закрепляются нацеленные на здоровый образ жизни поведенческие установки, личностные и социальные навыки, способствующие повышению их академической успеваемости. Опыт работы свыше 140 московских школ показывает: там, где реализуется сетевой подход, например в Юго-Восточном округе, действительно удается спроектировать и отладить систему процессов, способных гарантировать результативность здоровьесберегающей деятельности и создание здоровой образовательной среды как в отдельном учреждении, так и в целом городском округе. Внедрение московского стандарта качества образования предполагает выявление и трансляцию в рамках города и России в целом лучших практик создания здоровьесберегающих условий обучения и реализации программ формирования здорового образа жизни. Решать эту задачу на основе выверенных научных подходов в тесном контакте с сетевыми учреждениями Департамента образования, федеральными НИИ, вузами и с привлечением творческого потенциала педагогов столичных школ предстоит Московскому институту развития образования. В текст итоговой резолюции круглого стола вошло много предложений, сформулированных сотрудниками лаборатории здоровьесберегающих технологий образования МИРО, по выстраиванию единой стратегии деятельности образовательных, медицинских и физкультурно-спортивных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов. Ольга СТЕПАНОВА, ведущий научный сотрудник Московского института развития образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте