Как выбрать профильный класс? Технологический, гуманитарный, естественно-научный, социально-экономический или универсальный… Выпускник 9‑го класса должен решить, по какому пути пойти. Для многих это очень нелегкое дело.
Как определиться? Профессиональные интересы начинают формироваться в 15-16 лет. Поэтому, если круг интересов вашего ребенка к 9‑му классу еще не определился, следует ему помочь.
С чего начать? Во-первых, определите направление, в котором ребенку хотелось бы развиваться. Важно нащупать то, что действительно интересно. Для этого нужно предоставить ребенку максимальную возможность все попробовать. Существует множество различных кружков и секций, проводятся различные on-line мастер-классы и лекции, работают технопарки, где есть возможность увидеть оборудование, узнать, как организованы рабочие места и из чего состоит сама деятельность, пообщаться с высококвалифицированными специалистами в этой области.
Затем на основе склонностей ребенка следует определить подходящее направление обучения: гуманитарное, естественно-научное, техническое. Если остались сомнения, обратитесь к классному руководителю или школьному педагогу-психологу – они сориентируют, какими еще ресурсами можно воспользоваться, чтобы сделать выбор.
Во-вторых, определившись с направлением, следует предоставить ребенку возможность как можно больше узнать о профессиях, которые можно получить, обучаясь по выбранному профилю. Помогут все ресурсы Интернета, городские профориентационные проекты, мастер-классы и экскурсии для школьников.
В-третьих, именно родители могут помочь ребенку составить список требований к будущей профессии – сопоставить жизненные цели и ценности, реальные условия работы, возможности трудоустройства, уровень заработной платы и другие характеристики, которые важно иметь в виду.
В-четвертых, важно помнить, что кроме требований, которые есть у ребенка к будущей профессии, существуют и требования самой профессии. Вместе проанализируйте, насколько отвечают его способности, психологические особенности, состояние здоровья, знания требованиям выбранной специальности.
Обсудите, что ребенок может и должен сделать, чтобы соответствовать требованиям понравившейся профессии. Помогите ему сформулировать задачи («Хочу воспитать в себе…», «Хочу научиться…»), определить способы их решения и имеющиеся ресурсы.
Ну а в-пятых, всегда помните, что психическое, эмоциональное благополучие вашего ребенка, теплые, доверительные отношения с ним – самое ценное. Поэтому, если к концу 9‑го класса ваш сын или дочь так и не определились с будущим профилем обучения, несмотря на все ваши старания, – сохраняйте спокойствие. Это только начало пути: на этом этапе вполне можно выбрать универсальный профиль и получать качественные знания базового уровня. Придет время, и ваш ребенок определится со своим будущим, а у вас будет возможность поддержать его в этом решении.
Инна КИРИЛЛОВА, Ольга ФРОЛИКОВА, педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра ДОНМ
Комментарии