На Пленуме Общероссийского профсоюза образования, прошедшем в Москве, обсуждалась очень важная тема. Дело в том, что три года назад на таком же пленуме профсоюз обсуждал, какие первоочередные меры нужно предпринять для улучшения условий труда педагогов. Пришло время оценить, как выполнены задачи 2005 года.
Период, итоги которого мы подводим на пленуме, стал чрезвычайно значимым и непростым для системы образования и всей социальной сферы в целом. Преобразования, происходившие в этот период, все работники, как нам кажется, ощутили в полной мере. В частности, в результате проведения государственной административной реформы была изменена вертикаль управления и, следовательно, вся конструкция взаимоотношений профсоюзов и органов управления образованием. В этой ситуации нам пришлось во многом практически заново выстраивать социально-партнерские отношения, добиваясь реального выполнения взаимных обязательств сторон.
Именно в этот период яркого проявления негативных последствий реализации Федерального закона №122, сложностей, которые сопутствовали внесению изменений в Трудовой кодекс РФ, болезненных процессов, связанных с модернизацией образования, в первую очередь через механизмы реструктуризации и оптимизации сети учреждений, штатных должностей, бюджетных расходов, несмотря на настойчивое противодействие чиновников, нам удалось сохранить законодательно установленное право педагогов образовательных учреждений в сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Хотя даже при сохранении в федеральном законе этого права (п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании») Общероссийскому профсоюзу образования пришлось его защищать, участвуя в принятии и изменении региональных нормативных правовых актов по этому вопросу, а также активно осуществляя судебную защиту во всех судебных инстанциях, в том числе представляя интересы педагогов при рассмотрении дел об оспаривании региональных законов в Верховном суде РФ. За 2005-2007 годы юристы профсоюза участвовали в более чем 10 судебных процессах в высшей судебной инстанции. За 2006-2007 годы в судах РФ обжалованы нормативные акты 24 субъектов РФ. В результате отменено ограничение размера предоставления ЖКЛ нормами и нормативами в 18 территориях, в 3 территориях отменены ограничения в отношении распространения льгот на членов семьи педагога, в 4 территориях отменены ограничения в предоставлении льгот в отношении педагогов-пенсионеров, в 3 территориях отменена денежная компенсация льгот.
Общероссийский профсоюз образования самостоятельно, а также в рамках Ассоциации профсоюзов бюджетной сферы в течение трех лет активно работал над совершенствованием Трудового кодекса РФ, участвуя в деятельности рабочей группы в Государственной Думе. Принятый в июне 2006 года федеральный закон внес изменения в более чем 300 статей Трудового кодекса. При этом членскими организациями ассоциации было подготовлено около 40 поправок к нему, из которых более двух третей вошли в состав предложений от профсоюзной стороны Российской трехсторонней комиссии. К числу принятых предложений профсоюза относятся, в частности, установление государственных гарантий и совершенствование порядка регулирования оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Новацией здесь стало включение в статью 129 Трудового кодекса РФ понятия «базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы», которое с учетом установления многоуровневого порядка регулирования оплаты труда в бюджетной сфере поможет, как мы надеемся, реализации принципа определения минимальных государственных гарантий по оплате труда более высокого уровня, чем минимальный размер оплаты труда. В постановлении Правительства РФ от 22.09.07 №605 Минздравсоцразвития России поручено подготовить предложения по установлению базовых ставок (окладов) с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Сегодня мы можем сказать, что благодаря принимаемым ежегодно Рекомендациям РТК о системах оплаты труда нам совместными усилиями, как на федеральном, так и на региональном уровнях, удалось на значительный период обеспечить проведение мероприятий по повышению (индексации) заработной платы работников федеральных, государственных и муниципальных учреждений в субъектах РФ практически в единые сроки и в единых размерах (не менее установленных на федеральном уровне). Это удавалось в 2005, 2006 годах, удалось, хотя и с большими проблемами, и в 2007-м.
К сожалению, такой важный документ, как постановление Правительства РФ от 22 сентября 2007 года №605 о введении новых систем оплаты труда, принят «в глубокой тайне», без рассмотрения отраслевыми профсоюзами и РТК. Поскольку этим постановлением был определен порядок повышения заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений (до перехода на новые условия оплаты труда), предусматривающий направление дополнительно выделяемых бюджетных ассигнований лишь на увеличение стимулирующих выплат, распоряжение Правительства РФ от 28.09.07 №1311-р предусмотрело именно такой порядок направления дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных на 15-процентное повышение заработной платы в федеральных учреждениях с 1 сентября 2007 года. Мы расценили данный факт как беспрецедентное нарушение принципов социального партнерства, а самое главное – действующего законодательства, в связи с чем направили соответствующие обращения руководству Правительства РФ, РТК, председателю Федерации независимых профсоюзов России, министру здравоохранения и социального развития РФ, пытаясь даже в такой сложной ситуации искать пути совместных решений и снимать возникающие вопросы и проблемы.
Комментарии