search
main
0

Курс на счастье: важные темы IV Форума социальных инноваций регионов

Московские проекты, основанные на принципах человекоцентричности, признаны самыми передовыми и эффективными

Три сентябрьских дня превратили Гостиный Двор в гигантскую дискуссионную площадку: уникальные лекции, конструктивные сессии, любопытные обсуждения с участием экспертов мирового уровня. Здесь же проходила интерактивная выставка социальных проектов Москвы и регионов России. На стендах и в залах можно было увидеть презентации новейших технологий и инноваций, которые касаются практически всех сфер нашей жизни.

Спикеры деловой программы представляли 13 стран мира, а это и США, Израиль, Великобритания, Германия, Швейцария, Франция, Нидерланды. Форум объединил экспертов из самых разных областей: ученых, футурологов, блогеров, спортсменов, учителей, предпринимателей, писателей, врачей, общественных деятелей и политиков.

– За последние полтора-два года было принято столько социальных инициатив по поручению президента, Правительства Российской Федерации, сколько, наверное, не было принято за предыдущие 10‑15 лет, – отметил мэр Москвы Сергей Собянин. – Но, конечно, самая большая скорость модернизации, инновации, изменений достигнута в период пандемии. Сложности пандемии также помогли измениться самим москвичам – стать отзывчивее, на­учиться заботиться о близких. Количество волонтеров и желающих оказать помощь было просто огромное. Люди включились в эту работу с пониманием и с риском для себя, для здоровья. Я хочу сказать огромное спасибо всем москвичам, которые оказывали помощь в этот период времени. И, конечно, тем, кто профессионально по своему долгу, рискуя жизнью, здоровьем, спас сотни тысяч жизней.

А председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко поблагодарила правительство Москвы и Сергея Собянина за большую работу по подготовке форума и реализацию социальных инициатив:
– У Москвы за последние годы появился уникальный успешный опыт инновационного решения самых разных социальных задач. И те креативные, смелые подходы, которые внедряются в столице, сегодня удается эффективно переносить и в другие регионы.
IV Форум социальных инноваций регионов организован Советом Федерации РФ и правительством Москвы. За три дня в Гостином Дворе выступили 310 спикеров, 54 жаркие полемики привлекли внимание более 9500 посетителей.12205 человек посмотрели трансляции онлайн. Было подписано 31 соглашение о сотрудничестве.

– Главной темой этого года стали вызовы третьего тысячелетия, – отметила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. – Программа форума была выстроена вокруг восьми основных направлений: здоровье, образование, карьера, долголетие, высокие технологии, счастье, социальная поддержка и будущее. Совместно с ведущими мировыми экспертами мы говорили о том, что нас ждет в ближайшие 50 лет, какие профессии нужны в новой реальности, как противостоять старости; обсудили и другие актуальные темы. На выставке инновационных проектов в социальной сфере гости наглядно видели, какие новые возможности образования, в том числе для людей старшего возраста, появились; были созданы условия, для того чтобы познакомиться и поговорить с карьерными менеджерами, пройти психологические экспресс-консультации. Мы всегда с радостью делимся московским опытом реализации передовых проектов в социальной сфере, а обмен лучшими практиками с регионами уже несколько лет как стал нашей доброй традицией.

Как не растеряться в VUCA-мире?

На форуме выступали весьма знаковые персоны: футуролог и эксперт по трендам будущего Герд Леонгард, архитектор и урбанист Хироки Мацуро, научный сотрудник Института исследования счастья Майкл Биркьер. И все-таки самые интересные обсуждения, безусловно, происходили на площадках российских ораторов. Одной из ярких полемик в первый день форума оказалась лекция «Компетенции для профессий будущего», представившая взгляды двух блестящих экспертов – руководителя департамента методологии и оценки АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрия Гужели и заместителя руководителя Департамента образования и науки города Москвы Наталии Киселевой. Взгляды спикеров на проблему вполне органично вписались в гармоничное русло конструктивного разговора, позволяющего выстроить определенную концепцию действий по эффективному личностному развитию.

Речь шла о том, какие компетенции в первую очередь нужны для современных специалистов и специалистов будущего, профессиональные или надпрофессиональные, изменяются ли они со временем и в зависимости от рода деятельности и как нужно их развивать. Основой для обсуждения послужили данные последних научных исследований в области профессиональных интересов.

Спикеры сошлись во мнении, что в любом деле важно прежде всего учитывать индивидуальные особенности человека. Заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы в качестве примера привела парадокс из популярной картинки-комикса, как нелепо оценивать мартышку, слона и удава по абсолютно одинаковому «простенькому» заданию: кто быстрее заберется на верхушку дерева. Кто-то рожден только для этого, а кому-то судьбой предначертано изменить историю. И, по словам Наталии Киселевой, грамотный подход к взращиванию личности – в формировании состояния равнозначности ощущения свободы и ответственности. И экосистема развития разных компетенций – школа.

Сегодня главное – человек, его способность изменяться и развиваться, овладевать новыми для себя компетенциями, не страшась, мечтать, идти вперед, принимать стремительные трансформации реалий современности. А значит, успех – это прерогатива каждого, кто не упускает возможности применять необычные технологии и получать отличный от привычного опыт. Не стоит бояться неизвестного, уверяют эксперты, желание расширить свои личностные, интеллектуальные и профессиональные горизонты вполне по нраву современной эпохе, требующей неожиданных решений.

Конструируем образовательную среду

Дискуссия «Какой должна быть школа будущего?» собрала вместе сенаторов, губернаторов, финансовых магнатов и руководителей педагогических университетов.

Образование – это сфера, которая никогда не стоит на месте. Чем быстрее происходят изменения в мире, будь то новые технологии или глобальные вызовы, тем стремительнее реагирует система образования. Вместе с этим меняются и фокусы образования, и сегодня главной целью стало создание школы благополучия для всех участников образовательного процесса – ребенка, родителя и учителя, – где для каждого из них созданы условия, отвечающие запросам, где каждый участник процесса находится в безопасности, имеет возможность развития, активную жизненную позицию и здоровую среду.

Ребенок находится в центре системы, и для него создаются условия от образовательной среды до профориентации и самоопределения. Родитель становится непосредственным участником образовательного процесса, для которого также созданы все условия для взаимодействия с ребенком и учителем – условия, где он постоянно находится в информационном поле. И счастливый учитель, который использует современные инструменты, получает высокую заработную плату и хорошие условия труда.

Целью модератора обсуждения, заместителя руководителя Департамента образования и науки города Москвы Наталии Киселевой, было рассмотреть опыт, отечественный и международный, по конструированию современной образовательной среды. Ее собеседниками стали депутат Государственной Думы Ирина Белых, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Наталья Комарова, член совета директоров управляющей компании «Просвещение» Олеся Вознесенская, директор школы-пансиона «Летово» Михаил Мокринский, ректор Московского городского педагогического университета член-корреспондент РАО Игорь Реморенко, руководитель образовательных проектов, старший специалист в области образования Всемирного банка Тигран Шмис, которые представили современные исследования на данную тему и рассказали, каким образом каждому из них удается внести вклад в выстраивание мостика к школе будущего. Спикеры сошлись во мнении, что недостаточно изменить учебное пространство, главное – помочь развитию учителя, без которого образовательная среда не оживет.

Современная школа становится все более прозрачной и открытой, а учителя в ней востребованы как люди, которые не только передают опыт старшего поколения, но и оказывают помощь ученикам в социальных сферах при знакомстве со всевозможными практиками реального завтрашнего дня. Наше успешное будущее – это взаимодействие, это система конвергентного обучения, что так хорошо знакомо московским школам. И сегодня образовательная среда конструируется в соавторстве детей и взрослых.

Этнология успеха

На интерактивной дискуссии «Как выбрать школу для ребенка и не ошибиться?» эксперты в области образования говорили о балансе между потребностями ребенка и дисциплиной.

– До семи лет мы учим ребенка ходить и говорить, после семи – сидеть и молчать, – горько пошутил директор центра образования №686 «Класс-Центр» заслуженный учитель Российской Федерации Сергей Казарновский.

Безусловно, это не про его школу, где в каждом воспитаннике прежде всего видят творческую личность, способную потрясти своей гениальностью мир. Но что-то в его провокационном заявлении есть.

– Заметьте, мы говорим «отдать в школу», изначально обрекая ребенка на объектный статус, – заметил директор школы №548 «Царицыно» народный учитель России Ефим Рачевский. – Но сейчас уже появился новый родитель, для которого его ребенок – самая большая ценность на свете. Он уже не отдает ребенка, а выбирает то, где ему будет лучше.

– Ни разу я не слышала от взрослых, что что-то не сложилось в жизни, потому что «меня учили по Петерсон» или «по Монтессори». А вот «меня травили» или «в школе не было дверей в туалете, и с тех пор у меня проблемы с пищеварительным трактом» я слышу часто, – рассказала Лариса Суркова, практикующий психолог, мама шестерых детей и известный блогер. – Эмоциональный и физический комфорт ребенка крайне важен. Если ребенок в течение семи уроков не может удовлетворить свои базовые физические потребности, у него никакие знания не усвоятся.

Но принцип «соседка сказала, что там хорошо, потому что ее детям нравится» не работает! Каждый ребенок уникален, и необходимо найти именно то, что подходит только ему. Благо школ много, они все разные, и выбрать свое, то, что сделает человека по-настоящему счастливым, возможно.

На IV Форуме социальных инноваций регионов говорили о самом главном – о счастье, семье, психологическом благополучии. Профессор, писатель, бизнес-консультант и основатель Adizes Institute (США) Ицхак Адизес отметил:
– Отрадно то, что основной мыслью всех спикеров было: «Технологии ничто без сердца». Самое большое заболевание – депрессия. Из-за одиночества растет количество самоубийств, разводов. Вопрос в том, что с этим делать. Ответ на него непростой. Если все проблемы проистекают от дезинтеграции, тогда главное решение – это интеграция. Надо сделать так, чтобы это все соединилось. Самое главное – это сердце и любовь, которые ничем не цифровизируешь.

Самые «сердечные» технологии и старт­апы на IV Форуме социальных инноваций регионов получили свои награды. Лауреатов Всероссийского конкурса проектов в области социального предпринимательства «Лучший социальный проект» 2019 и 2021 гг. поблагодарила заместитель министра экономического развития Российской Федерации Татьяна Илюшникова. Она рассказала, что в банке конкурса сейчас более 5 тысяч проектов и «самое ценное – то, что их можно брать и тиражировать». Ведь то, каким будет завтра, зависит от нас, а значит, к нему надо быть готовым!

Лора ЗУЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте