Руководители Департамента образования города Москвы давно задумывались над вопросом: как привлекать к туристской и спортивно-оздоровительной деятельности детей с ограниченными возможностями? Объявленный в столице Год равных возможностей позволил вывести на новый уровень работу по совершенствованию условий образования и воспитания детей с отклонениями в развитии. Но ни новейшие программы дистанционного обучения, ни уроки адаптивной физкультуры не решают одного жизненно важного для этих детей вопроса – как вытащить ребенка за пределы замкнутого пространства четырех стен?
Дело в том, что понятие «ребенок с ограниченными возможностями» настолько широкое и в то же время отпугивающее, что забывается, что многие из этих детей не имеют реальных противопоказаний для участия в простом туристическом походе. А путешествие – это и есть «ворота» в большой мир. Но все-таки главная и трудная проблема – отсутствие специалистов: есть люди, обладающие походным опытом и готовые его передавать, и есть люди, знающие все о детях с отклонениями в развитии. Задачу совместить опыт одних и знания других поставили перед собой специалисты ГОУ Центр дополнительного образования «Лаборатория путешествий».
Инструкторов, которые смогут водить в походы детей с ограниченными возможностями, было решено обучать в три этапа. Первый этап – погружение в теорию, второй – самосовершенствование на практике и третий – шлифовка новых знаний и умений в лагере «Большое Приключение» в Карелии, куда уже не первый год ездят подростки с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и многие другие. 14 марта 2009 года стартовал первый этап обучения.
В подмосковный Детский оздоровительно-образовательный центр «Команда» приехали более сорока человек всех возрастов – от 18 до 50, потому что, с одной стороны, учиться никогда не поздно, а с другой стороны, где еще можно услышать лекции, которые читают директора московских специальных школ-интернатов? Например, Людмила Васина из центра образования №1406 для детей с нарушенным слухом или Геннадий Васенков, директор школы-интерната №102 для умственно отсталых. Туристскую и экологическую теорию преподавали председатель Московской маршрутно-квалификационной комиссии Николай Рязанский, зам. директора Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Игорь Дрогов и заслуженный эколог России Тамара Злотникова.
Компания приехавших на семинар слушателей достаточно разнообразна не только по возрасту: много москвичей, но есть и приехавшие из Кирова, Орла, Брянска и даже из города Лесосибирска, что в Красноярском крае. Особая наша гордость – в этом году учиться на инструкторов приехали четыре выпускника лагеря, прошедшие в «Большом Приключении» все уровни сложности от «Первопроходца» до «Мастера путешествий», – Иван Шемякин, Галина Попова, Николай Васильев и Андрей Ковалев.
Скучать слушателям школы-семинара не приходилось: все дни были расписаны по минутам с восьми утра до одиннадцати вечера. И началось: подъем, зарядка, занятия (по 5 лекций в день!), вечерние игры и посиделки у костра и обязательное подведение итогов дня с занесением впечатлений в Журнал группы. Следующий этап семинара – учебно-тренировочный поход по реке Мста. Тот, кто выстоит и пройдет все этапы отбора, летом отправится в Карелию со своей первой группой.
Екатерина КОЛЕСНИКОВА, заместитель директора ГОУ «Лаборатория путешествий»
P.S.
Семинар прошел при поддержке Nycomed и Nestle Purina PetCare.
Комментарии