search
main
0

Курс – модернизация армии. Министр обороны РФ Анатолий СЕРДЮКОВ

– Анатолий Эдуардович, прошло уже около двух месяцев с момента назначения вас на должность министра обороны. Каковы первые впечатления и настрой? – Впечатления самые различные, но большей частью позитивные. Хотя многое, конечно, в Министерстве обороны для меня ново. Это и круг обязанностей, и особенности военного управления, и специфика выполняемых задач. Думаю, в максимально сжатые сроки мне удастся как следует освоить все стороны жизни и деятельности войск. Считаю, хорошим подспорьем здесь станут и курсы подготовки, которые я сейчас прохожу в Военной академии Генерального штаба. Кроме того, рассчитываю и на самоподготовку. Благо, что со многими проблемами, прежде всего управленческого характера, мне уже приходилось сталкиваться по роду своей предыдущей деятельности. Так что настрой рабочий.

– Вы практически первый по-настоящему гражданский министр обороны России. Так что же, можно предположить, что гражданский контроль над армией теперь повысится?

– Действительно, я человек сугубо штатский, хотя вкус солдатского хлеба мне знаком не понаслышке. Но, по моему мнению, любой руководитель такого ранга – это прежде всего управленец, говоря современным языком, топ-менеджер. В данном случае основная задача министра обороны – организация грамотного и результативного управления всем процессом подготовки и жизнедеятельности войск.

Что же касается узкоспециальных военных вопросов, то, поверьте, в Генеральном штабе и главкоматах хватает профессионально подготовленных специалистов.

Относительно гражданского контроля над Вооруженными Силами. Да, он необходим. Армия – это неотъемлемая часть общества, которое имеет полное право знать все, что в ней происходит. При этом контроль должен быть не формальным, а действенным.

– Какими вам видятся основные направления деятельности на посту главы военного ведомства?

– Вопрос очень многогранный, и газетной площади вряд ли хватит, чтобы его раскрыть полностью. Поэтому остановлюсь лишь на наиболее важных направлениях деятельности. Прежде всего хочу подчеркнуть: модернизация Вооруженных Сил продолжится. Проводиться она будет поступательно и с максимально целесообразным расходованием выделяемых бюджетных средств. А средства эти значительны. К примеру, только в рамках Государственной программы вооружения, рассчитанной на период до 2015 года, на поставку новой техники и вооружения выделяется более 4 триллионов рублей.

Надо серьезно продумать и понять тот правильный алгоритм действий, который поможет снять с армейского бюджета годами накопившийся балласт – огромное количество вооружения и техники, выводимых из боевого состава. Нужна инвентаризация. Причем следует подойти к этой задаче взвешенно, комплексно, разобраться, что называется, не только со «штуками», но и с их состоянием. Заранее, а не потом решить, как рационально распорядиться этим «багажом».

Среди других важных проблем, на которых необходимо акцентировать внимание: оснащение армии и флота современными образцами вооружения и военной техники, продолжение перехода на контрактный способ комплектования, укрепление законности и правопорядка в воинских коллективах, повышение социального статуса военнослужащих, в том числе решение их бытовых вопросов.

Уверен, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы каждый рубль налогоплательщиков расходовался еще более рационально. Чтобы весь армейский механизм функционировал предельно эффективно, а военнослужащие и те, кто работает в частях и учреждениях, имели все, что им положено.

– Анатолий Эдуардович, на решении каких проблем вы будете делать основной упор?

– Сейчас правительством уделяется большое внимание вопросу перевооружения нашей армии. Военная техника и вооружение – это рабочий инструмент военного профессионала. А он, этот инструмент, должен соответствовать самым современным требованиям. И сейчас мы серийно закупаем новые образцы, комплектуем ими целые подразделения – батальоны, дивизионы, эскадрильи.

Но техника, образно говоря, «железо», может ожить только в руках профессионально подготовленных людей. Поэтому назрела потребность в совершенствовании процесса подготовки высококвалифицированных военных специалистов.

Вы знаете, что к концу года завершится реализация Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004 – 2007 годы, благодаря чему 70% численного состава Вооруженных Сил станет контрактно-профессиональным.

Если называть конкретные цифры, то на начало года на контракт уже были переведены 62 соединения и воинские части, имеющие более 78 тысяч должностей сержантов и солдат. В этом году планируется перевести еще 19 соединений и воинских частей, а это около 46 тысяч сержантских и солдатских должностей.

Необходимо продолжить этот процесс. На очереди – новая программа, в соответствии с которой уже весь сержантский и старшинский состав армии и флота, а также матросы плавсостава ВМФ должны быть переведены на военную службу по контракту.

Убежден: все эти мероприятия позволят существенно повысить боеспособность соединений и частей постоянной готовности, будут способствовать укреплению дисциплины и правопорядка в воинских коллективах.

Значительного прорыва в этих вопросах мы сможем добиться только тогда, когда профессионал своего дела начнет заниматься обучением, воспитанием, повседневными нуждами 8-10, а то и меньшего количества солдат-призывников. Вот когда можно говорить об индивидуальном подходе, о постоянном контроле, о реальной заботе со стороны более опытного и в военном, и в житейском плане человека.

Безусловно, такой подход позволит в корне изменить место и роль офицеров в подразделении, придать их службе качественно иной характер. Тогда же станет и более привлекательной служба по призыву.

Первый шаг в этом направлении уже сделан. Вы знаете, что весной и осенью этого года граждане призываются на 18 месяцев, а начиная с весны 2008 года – на 12 месяцев.

Такой поэтапный переход к одногодичному сроку военной службы неслучаен. Он призван максимально снизить определенное напряжение, которое может возникнуть в воинских коллективах в переходный период. Но еще лучше – вообще его не допускать.

Но сразу хочу оговориться. И переход на контракт, и сокращение службы по призыву сами по себе не являются панацеей от пресловутой «дедовщины». Это лишь необходимая позитивная составная часть решения сложной проблемы, которая зависит от многих факторов. Необходим комплекс социально-правовых мер, повышение внутренней ответственности командиров и воспитательных органов, а также действенный гражданский контроль.

Выполнение перечисленных задач невозможно без решения проблем социального характера. Граждане, проходящие службу в армии и на флоте, должны чувствовать заботу со стороны государства. Солдат или офицер не должен думать на службе о социально-бытовых проблемах.

Эта защищенность заключается в обеспечении жильем, высоком размере денежного довольствия, эффективной системе социального обеспечения. Именно эти факторы напрямую влияют на то положение в обществе, которое должен иметь человек в погонах.

К сожалению, статус военного сегодня недостаточно высок. Его вряд ли получится повысить за короткое время. Однако работать в данном направлении будем целенаправленно. Успешному решению этой проблемы призваны способствовать программы по строительству жилья, индексации денежного довольствия и реализации других мер, влияющих на социальное самочувствие военнослужащих. Разумеется, этот блок задач на постоянном контроле у руководства Министерства обороны и у меня лично.

– В последнее время в средствах массовой информации хватает досужих размышлений о том, что в Министерстве обороны ожидаются некие массовые кадровые и структурные изменения. Насколько они обоснованны?

– Что касается структурной и кадровой перестройки. Наверное, какая-то кардинальная ломка всего и вся была бы контрпродуктивна. Вместе с тем определенная корректировка деятельности существующих органов военного управления не только возможна, но и необходима. И ничего тут «революционного» или экстраординарного нет.

Эту деятельность следует рассматривать исключительно как продолжение работы по повышению эффективности использования нашего управленческого потенциала, ликвидации любого, даже самого минимального параллелизма и дублирования в работе органов военного управления, освобождения их от выполнения несвойственных функций. К вашему сведению, в настоящее время уже создана специальная рабочая группа, которая проводит анализ и оценку возложенных на Министерство обороны функций. Результатом ее деятельности станут рекомендации по оптимизации управленческого механизма.

Что же касается каких-либо кадровых перемещений, то они всегда были, есть и будут в любом ведомстве. Это нормальный, закономерный процесс. К тому же не следует забывать, что срок пребывания на военной службе имеет свои установленные пределы.

– В январе был образован и начал работать Общественный совет при Минобороны. Да и в целом внимание российской общественности к армии стало расти. Каким вы видите взаимодействие между Вооруженными Силами и обществом?

– Думаю, что это взаимодействие должно быть самым тесным. Нами уделяется особое внимание сотрудничеству с Общественным советом при Министерстве обороны и родительскими комитетами при воинских частях. Именно от них в первую очередь мы ждем действенной помощи и поддержки в решении существующих проблем.

Например, в период текущей призывной кампании впервые заработают родительские комитеты при военкоматах. Надеемся, что взыскательный и заинтересованный отцовский и материнский взгляд позволит избежать негативных моментов, которые еще встречаются у новичков в первые дни службы.

Да и в целом военное ведомство открыто к диалогу со всеми, кто заинтересован в укреплении воинской дисциплины и правопорядка в воинских коллективах, соблюдении гражданских прав военнослужащих и членов их семей. Мы также готовы продолжать активно взаимодействовать со средствами массовой информации, не боимся критики. Наоборот, мы ее приветствуем, особенно если она здоровая и конструктивная.

– Как часто вы намереваетесь посещать войска?

– Считаю, вопрос поставлен не совсем корректно. Что значит посещать войска? Я не в гости еду, не в театр или на выставку. Рабочие поездки – это достаточно эффективный инструмент в арсенале любого руководителя. Принимать какие-либо решения невозможно без знания положения дел на местах, пусть даже сутками напролет работая только в кабинете. Конечно, поток информации к министру идет огромный. Но одно дело знать обстановку, так сказать, «на словах», из докладов, а другое – изучить ситуацию непосредственно в войсках, увидеть все своими глазами.

Например, если бы сам не убедился, никогда бы не поверил, что в прославленном Нахимовском военно-морском училище, в котором мечтают учиться тысячи мальчишек со всей страны, такая, мягко говоря, неприглядная «изнанка». Грязь, мусор, осыпающаяся штукатурка и прогнившие полы… Каким станет наш флот завтра, если его будущее, его элита формируется в таких условиях? И нечего тут говорить об объективных трудностях. Все дело в конкретных руководителях, в отношении к делу. И спрос с каждого из них будет самый строгий и принципиальный.

– Известно, что вы сторонник исключительно внезапных проверок…

– По роду своей предыдущей работы я для себя четко уяснил: если заранее известно о том, где, когда и что будет проверяться, то никакого толку от этой проверки не жди. Не хочу, чтобы перед моим приездом «красили траву» и строили «потемкинские деревни». Естественно, намечаются и плановые поездки. Периодичность работы непосредственно в соединениях и частях будет зависеть от целесообразности и складывающейся обстановки. В ближайшее время планирую совершить ряд поездок по военным округам. Обязательно побываю как в ближних, так и в самых отдаленных гарнизонах. И само собой разумеется – на различных командно-штабных учениях и совместных учениях с армиями других государств.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте