Пятерку можно выкупить на аукционе
Несколько лет назад в новосибирской муниципальной 10-й гимназии провели массовое анкетирование учеников, чтобы выяснить их отношение к школьным отметкам и к системе оценки знаний. Большинство детей считали оценку знаний субъективной, отметки – весьма условными обозначениями, стимулирующими не творчество, не поиск истины, а формальное накопление “среднего балла”, необходимого для поступления в вуз.
За это время в гимназии разработано немало интересных подходов и критериев оценки, но, может быть, самым любопытным и эффективным стал эксперимент талантливого учителя экономики Сергея Николаевича Бирюкова, сумевшего сделать технологию оценивания знаний… содержанием предмета “Экономика”.
– Вместе с ребятами мы обсудили системы и критерии оценок в разных школах, в разных странах и, поскольку это специализированный экономический класс, решили ввести свою денежную систему, – рассказывает Сергей Николаевич, – в результате объявленного конкурса основной денежной единицей стал “эрг”, а разменной монетой – “гео”. Любая учебно-познавательная деятельность школяра теперь оценивается в этой “денежной форме”. Для этого разработана и предана широкой гласности оценочная шкала: точно известно, за какой вид деятельности, за какой объем материала, за какой прорыв и предприимчивость в интеллектуальной сфере сколько можно “заработать”. Оценивать умственный труд, особенно творчество, как известно, чрезвычайно трудно. Но мы постоянно совершенствуем сообща свои “единицы измерения”.
Договорились, сколько “эргов” надо набрать для итоговой “5”, а сколько – для получения “4” или “3”. При невыполненном задании больше не ставится двойка – просто заработок в этот день равен нулю. Это снимает страх перед неудовлетворительной оценкой и дает шанс любому ученику иметь итоговую “5”, а не привычно несправедливое “среднеарифметическое”, которое при одной-единственной “2” в журнале уже никак нельзя изменить.
Все, что заработал ученик, помещается тут же на его “лицевой счет”, номер которого соответствует порядковому номеру его фамилии в журнале. Лицевые счета свободно размещены в кабинете, так же, как и различные типы дидактических заданий, оцененные в “эргах”. Ученик сам может поставить себе опережающую цель и спланировать время ее достижения. Итоги еженедельно представлены в дневнике. Широко используются самооценка и оценка товарищей. Активность ребят при этом заметно возросла! Сделать домашнее задание, прорецензировать работу приятеля, проанализировать чей-то ответ стремятся наперегонки: как взрослых рынок сегодня заставил искать прибыльную работу, так и новая система оценки заставила детей искать форму учебной деятельности. Исчез страх перед оценкой, исчезли молчуны, ибо неверный ответ, ошибочное решение больше не приносят позора и наказания, отвращения к учению – все переменилось, и не только в экономическом классе, но и в начальной школе, и в средних параллелях, где Сергей Николаевич преподает экономику и географию.
– Для поощрения любознательности, самостоятельной умственной деятельности мы часть карточек с письменными заданиями реализуем на свободном аукционе. При определении “вознаграждения” используется система коэффициентов – в зависимости от уровня сложности работы.
Чтобы ребята систематически повторяли пройденный материал, а заодно устраняли пробелы в знаниях, мы придумали лотерею. В начале недели ученики по желанию покупают 1-3 билета по цене 1 эрг за 1 билет. Выигрышем служит право на устный развернутый ответ по одной из изученных тем (можно заработать 10 эргов), или бесплатный билет следующей лотереи, или приобретение акций. Желающих участвовать в розыгрыше значительно больше, чем число разыгрываемых билетов.
Вслед за аукционом и акциями была разработана новая “оценочная игра”: фондовая биржа. Выпустили в обращение четыре типа акций по экономике и географии. Любой ученик может выступать в качестве брокера. Заявки подаются с понедельника по пятницу. Покупать можно акции любого вида на деньги одного из своих счетов – по географии или экономике. Биржевые таблицы еженедельно сообщают ориентировочный курс акций. В течение года может быть проведено несколько эмиссий акций – в зависимости от успешности работы всего класса, что заставляет подумать о взаимопомощи, поддержке, ссудах и т.д.
Все “финансовые расходы” фиксируются в журнале учителя с помощью условных обозначений и анализируются всем классом.
Кроме фондовой биржи, существуют “частные фирмы”, патент на изобретение, система страхования учебы, кредитная система и налоговая… Словом, вся экономика работает на оригинальную систему оценивания и на мотивацию. Игра позволяет многим детям иметь разовые или постоянные поручения – роли: страховые агенты, биржевые маклеры, управляющие, эксперты информационно-аналитического центра, юридического отдела и т.д. Так система оценки переросла в систему освоения нового жизненного пространства.
Галина ФРОЛОВА
Новосибирск
Комментарии