Да, именно о пользе курения должен думать каждый честный учитель, когда “не токмо на словесех, но делом” хочет помочь своим ученикам освободиться от этого подлого занятия, а еще точнее – помочь им научить удовлетворять свои насущные природные потребности иным, менее накладным для здоровья способом.
Именно неправильный, а если прямо сказать, трусливо-невежественный подход к курению как исключительно вредному, не имеющему никакой пользы для человека занятию, сводит в нашей стране чуть ли не всю т.н. борьбу с курением к попыткам разъяснить его вред.
Разъясняют все новые и новые стороны вреда от курения, про открытие уже более 200(!) одних только вредных веществ в табачном дыму, про десятки ужасных болезней, включая наследственные отклонения, которые вызывает курение, но сама жизнь, просто чудовищная распространенность курения в России при дальнейшем увеличении доли курящих подтверждает крайне слабую действенность этого подхода.
Да и могло ли быть иначе? Зная, что при выращивании фруктов и овощей в них порой имеет место избыток вредных химикатов, зная о подобном положении с молоком, а тем более с мясными продуктами, отказываемся ли мы от еды, т.е. от удовлетворения своей природной потребности в пище? Если говорить о полном и бессрочном отказе, то, конечно, нет. Зная о том, что воздух в городе грязнее, чем в большинстве деревень и просто в лесах и полях, отказывают ли многие из нас себе жить и трудиться в городе, несмотря на связанные с этими загрязнениями огорчения?
Но если допустить, что курение, пускай ущербным и чрезвычайно накладным для здоровья способом удовлетворяет хотя бы некоторые насущные потребности человека, то очевидно, что пока эти (насущные!) потребности не будут удовлетворяться иным путем, т.н. “борьба” с курением “в лоб”, при помощи одних только рассказов о его злостном вреде будет восприниматься большинством курящих с циничным лицемерием , с желанием снять с себя ответственность (мы же предупреждали!) за неподъемную одними санпросветовскими средствами задачу. Эта “борьба” протекает со счетом 1:100 в пользу не только сохранения, но и приумножения курения. Ведь при такой постановке вопроса простецкий призыв “бросить курить” воспринимается не иначе как покушение на эти насущные потребности курильщика.
В конкурсе на удовлетворение каких же насущнейших, заложенных от природы потребностей человека столь нагло, бесцеремонно и… пока в России все более успешно принимает участие курение? После правильной, природосообразной, постановки этого вопроса ответы на него почти очевидны, но все-таки перечислим их, с понятным акцентом на школьный возраст, во время которого приобщаются к курению большинство будущих верных рабов сизой мерзавки-папироски.
А) Природная потребность к лидерству (если не по всем направлениям, что обычно нереально, то хотя бы в чем-то), стремление выделиться, как-то сохранить свое своеобразие. Понятно, что если не будешь хоть чем-то привлекательным выделяться, то “провалишься” на рынке труда, а уж найти невесту или жениха безликому существу – и вовсе проблема. Но если в нынешней российской школе все обезличено и застандартизовано государством, то чем сейчас школьнику можно выделиться, “покрасоваться”? Спортивные, музыкальные, декоративно-прикладные и прочие кружки и секции стали либо малодоступны, либо количественно съежились, как шагреневая кожа, да и оставшиеся дышат на ладан. Зато киногерои – и положительные, и отрицательные не упускают возможность покрасоваться перед экраном если не с сигареткой, то хотя бы с курительной трубкой…
Б) Потребность к общению. Человек, прямо скажем, произошел от стадных предков и ныне, если хочет быть успешным, тем более не может обходиться без общения в том или ином виде. Но если словарный запас скуден, речь косноязычна, то какой удобный выход подсказывает курение! Ведь попросить или предложить прикурить – такой удобный и немногословный способ познакомиться и пообщаться у страдающих подобной скудостью слова, воображения, памяти!
В) Потребность в поддержке тонуса духа и тела. Поясним. В сравнительно сытой, теплой, без особой физической нагрузки жизни (спасибо цивилизации) многие люди сознательно, а еще чаще и неосознанно, ощущают “недостаток адреналина”. По большому счету – это некие усиливающиеся признаки деградации при чрезмерно комфортных условиях жизни. Да, у кого-то – шахтеров, действующих военных и т.п. – поводов для адреналина порой явный избыток, но в той же школе при общей перегрузке неинтересными конкретному имярек “предметами” – явная недостача положительных эмоций от собственного успешного учения, творчества, работы, от той же физкультуры и т.п. Хитрые взрослые в подобной ситуации читают или смотрят детективы, приключенческие фильмы (главное, чтобы с напряженным сюжетом), берут отпуск, идут в турпоход, меняют, наконец, место работы. А уже имеющие паспорт российские школьники, с их 12-часовым официальным учебным днем, фактически полностью бесправны в определении структуры учебы – куда ни кинь – везде единоболотие безликого госстандарта на образование. Если не бежать из “любимой”, “лучшей в мире” советской (а по духу – сталинской) школы (что, по статистике, выбирают все больше и больше юных соотечественников), остается… опять же сигарета. Ведь легкое подтравливание (или другое причинение незначительного ущерба) организма заставляет его собраться, активизироваться, пробудить засыпающие все более беспробудным сном резервы. Это знали еще индейцы, когда курили трубку мира. Это знали монахи разных конфессий, когда вводили посты, ночные бдения, обеты молчания (см. выше – потребность в общении), а иные еще и истязали себя вдобавок холодом, веригами и т.п. Есть и более свежие примеры “открытий” подобного рода в различных молодежных и национальных субкультурах. “Открытий” столь диких, убогих в своем невежестве и ущербных по итогам применения, что не следует здесь их даже лишний раз упоминать. Однако их существование – укоризна российской школе.
Думается, что даже этот краткий перечень дает повод задуматься – и не только о курении. Итак, вышеперечисленные насущные потребности растущего организма школьников вкупе с поголовным лишением их в России возможности и обязанности ответственного выбора при прохождении 11-летней учебной дистанции, качественном ослаблении и съеживании системы общедоступного т.н. дополнительного образования, также способствует некритическим, безответственным, порой откровенно “детсадовским” подходам школьников при определении личных отношений с курением и курящими, новому пополнению армии курильщиков, новым сверхдоходам местных и зарубежных любителей заработка на табачных изделиях (по сути преступного).
Но так ли уж, спросит кто-то, важна нынче тема курения – при стольких-то проблемах в экономике, подобном наплыве катастроф, войне и терактах в собственной стране? И тут стоит сказать несколько слов о статистике курения, но не о той, что подсчитывает, сколько капель никотина (70% нынешних школьников какие-то капли никак не свяжут со своей “совершенно сухой” сигаретой) убивает столь малознакомую и малозначимую в быту большинства нынешних соотечественников лошадь. А о международной статистике, которая оценивала влияние различных условий на здоровье людей. Так вот, курение в этом позорном списке по странам СНГ пропустило вперед только пьянство, а в мире в целом – еще и наркотики. Характерно, что на следующем, 4-м, месте оказались не проблемы внешней экологии, в смысле загрязнения окружающей среды автотранспортом, химией и пр., не войны, не стихийные бедствия и катастрофы, а… нерациональное питание, т.е. опять же то, что человек по собственному почину, своему и общественному невежеству САМ употребляет внутрь).
Думается, что одна эта краткая справка должна была бы отрезвить одержимых идеей подробнейшего школьного ОБЖ, показать иерархию действительных проблем школьников и то, сколько десятков, а может, и сотен раз нужно не просто поболтать с ними о вреде курения и вообще о том, как жить потенциально вредно (от последнего жизнь почему-то не становится безопаснее, а вот количество детских неврозов определенно увеличивается), а… поиграть в скаутов, в зарницу, в устройство на работу, в выбор лучшего жениха или невесты, и так играть, чтобы этой игрой ненавязчиво, но доходчиво объяснить, что пьянице или куряке победителем и даже призером здесь стать на порядок сложнее. Но куда там. В “лучшей в мире” школе по-прежнему главным учебным орудием остается “воспитывающее” слово, которое, совершенно недостаточно подкрепленное собственным опытом, навыками и привычками, а также наглядными примерами учителей, родителей и иных старших – лишь бесполезное сотрясение воздуха.
Каковы же тогда перспективы в свете изложенного – не курения, конечно (этим больше интересуются аналитики табачных фабрик и плантаций), а здоровья школьников и всего населения в целом? Пока определенно продолжаются уже наметившиеся за последнее десятилетие направленности изменений. По данным специалистов Института социологии РАН (к.ф.н. Журавлева И.В. и др.), количество одних только венерических заболеваний у российских подростков с 1991 г. выросло от 79 раз (у мальчиков) до 112 раз (у девочек), самоубийство стало главной причиной смертности среди этой возрастной категории, в апреле 1997 г. официально признано достижение эпидемического порога заболеваемости СПИДом, темпы распространения которого, по данным Всемирного банка, в России ныне примерно в 100 раз выше, чем в странах Запада и Востока и сравнимы разве что с положением в беднейших странах Африки (но рождаемость у нас отнюдь не африканская). В целом среди населения свирепствуют эпидемии гепатита (более 4,5 млн. больных) и никем точно не подсчитанные десятки тысяч больных открытой формой туберкулеза. Продолжают рапортовать о росте производства и сбыта своей продукции (при ежегодной потере населения на 800-900 тыс. человек) вино-водочные и пивные фабрики. За счет чего мы ныне уменьшаемся стремительно! Неужели генетический груз нации уже настолько велик, что не позволяет даже воспроизводство жизни, не говоря уже о новых достижениях и даже поддержании науки, производства, просвещения, спорта, культуры?
А что будет еще через десять лет, когда, по прогнозам, мы вынуждены будем снять последние ныне дежурящие стратегические ракеты с ядерным оружием как отслужившие все мыслимые и немыслимые сроки, но по нищете не сможем заменить их хотя бы такими же (уже не заменяем)? Югославский вариант дальнейшего раздела неудобного конкурента на все более мелкие кусочки да еще с провокацией гражданской войны, чтобы был повод ввести миротворческие силы, например из турков и новых членов НАТО – венгров, чехов (такие Будапешт-56 и Прага-68 наоборот) с добавлением других давних доброжелателей: французов, немцев, итальянцев и японцев? Уже сейчас власти скромно умалчивают, что одним из главных фактических опасений Европы при обеспечении свободного перемещения в Калининград и из него жителей всей РФ является … возможность распространения из России различных эпидемий, того же туберкулеза (это опасение озвучила Швеция). Вряд ли Европа будет бесконечно долго терпеть под боком такой бурно развивающийся абсцесс, а последний определенно не остановится на достигнутом, если у нас, не дай Бог и Народ (на правительство и Думу уже, похоже, надеяться бесполезно), сохранятся те же “приоритеты” в экономике и традиции в “концепциях народного образования”…
Дмитрий ГОНЧАР, ст. преп. МФТИ
Москва
Комментарии