У звезды оперы – диплом архитектора
Слагаемых успеха не так уж много: талант, встреча с хорошим педагогом и здоровье. Всем этим была сполна наделена народная артистка СССР, лауреат Государственной премии Ирина Архипова, которая отмечает в эти дни юбилей своей творческой деятельности – 45 лет. Как раз в Международный день театра в экспозиционном и хоровом залах Большого театра открылась выставка, рассказывающая о творческом пути знаменитой певицы. В экспозицию вошли портреты Архиповой, написанные А.Дегтяруком, А.Шиловым, З.Церетели и другими художниками, костюмы Большого театра, театральные программки разных лет и многочисленные фотографии. На самой старой из них будущей Кармен только четыре года… Примерно 80 процентов экспонатов принадлежат самой певице.
К сожалению, Ирина Архипова не смогла присутствовать на открытии выставки. Не было и Станислава Белзы, который (как в шутку пожаловался журналистам вице-президент союза музыкальных деятелей Владислав Пьявко) “опять уехал в Вифлеем”. Именно к Пьявко и заместителю художественного руководителя-директора Большого театра Николаю Филипченко перешла почетная обязанность открыть выставку. Им помогли в этом директор дома-музея Шаляпина Николай Соколов, главный редактор газеты “Музыкальное обозрение” Андрей Устинов, главный редактор журнала “Москва” Леонид Бородин, сказавшие несколько теплых слов о певице.
Удивляет, сколь щедро была одарена Ирина Архипова. На выставке можно увидеть ее дипломный проект, который будущая звезда оперы защищала в Московском архитектурном институте. Это чертеж здания в античном стиле – “Планировка ставропольского парка”. Проект не был воплощен в камне. Зато на сцене Архипову ждал большой успех. Она была любима всюду. Она стала заслуженной артисткой Удмуртии, почетным гражданином села Ивановки Тамбовской области (родина Сергея Рахманинова), штата Теннесси (США), награждена орденским знаком за заслуги перед культурой Польши… Архипова постигла язык подлинной красоты, понятный всем: человек прекрасен тогда, когда красота его гармонична, а поступки ориентированы на добро и правду своего времени.
О вечном и Солженицыне
Время меняет человеческие нравы неузнаваемо. Вот, к примеру, в прошлом веке считалось неприличным издавать книгу с портретом автора. Исключение составляли либо уже умершие писатели, либо ставшие широко известными при жизни. Сегодня фотографии никого не удивляют, и даже целая научная конференция, посвященная творчеству писателя, который еще находится среди нас, быть может, вызовет лишь легкое недоумение… В конце марта журнал “Москва” организовал первые в России солженицынские чтения, на которые пригласил литературоведов и филологов из столицы, Ростова-на-Дону, Самары и далекой Тюмени.
Спор на чтениях шел о вечных вопросах: смысле жизни, праве писателя высказываться о нравственном состоянии общества и человека, о том, возможно ли все-таки “обустроить Россию” по-солженицынски. К писателю немало “претензий”. Слова использует редкие, непривычные, употребляя их иногда невпопад, в православии не все признает, одно историческое событие понял не так, а другое вообще забыл упомянуть… Но если бы не было таланта, о писателе не говорили бы. Каким бы он ни был, какие бы споры ни разворачивались вокруг его имени, трудно не согласиться с главным редактором “Москвы” Леонидом Бородиным – Солженицын останется человеком беспримерной внутренней свободы, сохранившим ее во всех испытаниях.
Кроме докладов, прозвучавших на чтениях, “Москва” планирует издать уникальный сборник “Русский самиздат 1960-1980 годов”. В него войдут материалы из самиздатовских журналов “Вече”, “Земля”, “Московский сборник”, “Из-под глыб”, которые в свое время издавались в России.
Виктор ВЯЧЕСЛАВОВ
Комментарии