«Зачем мне, будущему инженеру, понимать, что такое брендовая политика»? – спросила меня как-то на уроке экономики десятиклассница. Зачем психологу квадратные уравнения? Зачем программисту лингвистика, психология и социология? Увы, это нередкая тема разговоров родителей между собой и с детьми. И вообще деление предметных областей на «нужные» и «ненужные» все еще живет в наших головах. А ведь окружающий нас мир на предметы не делится. Да и в науке все стремительно меняется: длительный этап сужения научной специализации сменился этапом тесного переплетения наук на новом качественном уровне: биоинженерия, биофизика, биоинформатика… И это только «био»! Готово ли к этому образование? Что могут школьники совершить в науке? Тем более прикладной? Они же просто школьники!..
Попытку дать ответы на эти вопросы предпринимает городская конференция «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату», которая собирает талантливых, увлеченных наукой и стремящихся к познанию нового учеников и педагогов московских школ.«Мы, по сути, являемся свидетелями великого слияния наук. Причем это касается не только взаимопроникновения отдельных наук в естественно-научном или гуманитарном блоке. Эти два условных массива, отколовшихся от некогда единой натурфилософии, вновь сближаются, идет слияние естественно-научных и гуманитарных знаний. Но невозможно сложить все сотни дисциплин сразу. Поэтому сегодня новый мировой тренд научного развития – конвергенция (слияние. – Ред.) нано-, био-, информационных и когнитивных наук и технологий – НБИК-конвергенция», – говорит президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.Конвергенция наук на уровне школьного образования осуществляется в рамках Курчатовского проекта под руководством квалифицированных педагогов и в тесной связи со специалистами Курчатовского института. Сегодня Курчатовский проект – это и работа с высокотехнологичным учебным оборудованием, требующим расходных материалов и программного обеспечения, и методические разработки по организации занятий, и мастер-классы по обучению работе с оборудованием, и курсы повышения квалификации. В настоящее время этот сложный комплекс мероприятий эффективно реализуется не только в школах – участницах Курчатовского проекта, но и в образовательных организациях, активно сотрудничающих с ними.В рамках организации предпрофильного и профильного образования Курчатовский проект стал ярким примером междисциплинарного подхода и связующим звеном между предметами гуманитарного и естественно-научного циклов. В постоянно развивающемся и меняющемся мире от ученика школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность правильно принимать решения в любой жизненной ситуации, в том числе в условиях стремительного развития науки и технологий. Ребенку становится скучно, если нет задач для ума. Главное – исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное, значимое в современном мире. Курчатовский проект позволяет достигать высоких образовательных результатов школьников в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.Представляя на конференции свои проекты и исследования, ребята продемонстрировали глубокие знания в области школьных предметов, умения использовать полученные знания на практике и в процессе решения жизненных задач. Школьники предлагали нестандартные и порой простые решения сложных задач в области медицинских, биотехнологических, экологических, инженерных и нанотехнологий. Готовясь к конференции, ребята проводили синтез и исследование свойств 3D-наноструктурных металлических покрытий и нанопроводов, исследовали физико-химические свойства нетканых материалов, создавали пьезоэлектрический генератор звуковых сигналов, наблюдали и изучали корпускулярную составляющую радиационного фона, исследовали ДНК человека. Объем проделанной работы впечатляет. Такое ощущение, что работал целый научно-исследовательский институт. А это просто школьники. Но какие!Просто школьники, исследуя медико-биологическое значение серебра, разработали метод, благодаря которому можно будет перейти от использования антибиотиков к серебру, основываясь на его бактерицидных свойствах. Мечтая о научной деятельности, связанной с космосом, ребята сегодня проводят биологические и химические исследования в этой области. И начало их экспериментальной работе уже положено: они выращивают микроводоросли, которые в процессе своей жизнедеятельности могут вырабатывать кислород для дыхания космонавтов.Просто школьники на основе теоретических данных установили, что электростатическое поле способно потушить возгорание, и проверили это экспериментально, поставив внутрь учебного конденсатора свечу и подав высокое напряжение. Проверяя свою гипотезу, школьники многократно повторили эксперимент в других электростатических полях. В результате ими был разработан макет установки для тушения пламени в труднодоступных для человека местах, например, таких как шахты и туннели. В дальнейшем ребята планируют создать макет здания, оборудованного противопожарной установкой с использованием этой технологии. Кто знает, сколько жизней поможет спасти пожарным эта идея.Просто школьники с помощью учебного оборудования проекта, предназначенного для исследований в области агротехнологий, научились выращивать растения на искусственных средах, моделировать различные условия, повышающие урожайность растений. Просто школьники – будущие инженеры – с успехом проводят в стенах школы исследования в области нанотехнологий и уже умеют синтезировать и исследовать свойства трехмерных (3D) наноструктурных металлических покрытий и нанопроводов, создавать проекты нетканых материалов для садоводства. А создавая прототипы дирижаблей, совершенствуя аэродинамику самолета и аэросаней, просто школьники приобретают навыки, необходимые авиационным инженерам.Просто школьники, умело используя современные цифровые технологии, создали обучающие игры, применив технологии дополненной реальности на уроках.Просто школьники – будущие химики – в лабораториях проекта оценивают качество пищевых продуктов, влияние табачного дыма на растительные организмы, химический состав питьевой воды и почв. Они же пробуют самостоятельно синтезировать соединения с заданными свойствами, например, катализаторы процесса получения углеводородов или соединения, повышающие эффективность магнитно-резонансной томографии. И, возможно, результат этой работы – чье-то сохраненное здоровье.Просто школьники…Всего в этом году в городской конференции «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» приняли участие 950 школьников и педагогов Москвы. Все участники блестяще представили свои проекты и исследования, увлеченно защищая открытия и находки в области фундаментальной и прикладной науки. Победителями и призерами конференции стали ученики школ №117, 879, 1449, 1584, 1547, 1568, 1601, 1748, 953, 627, 2030, 438, 1571 и Курчатовской школы.Конвергентный подход заставляет формат конференции со временем качественно меняться. В этом году яркой страницей конференции стали мастер-классы старшеклассников – участников проекта по работе с современным учебным оборудованием, проведенные на английском языке. Владение сложной специальной терминологией на иностранном языке значительно упростит будущим ученым не только знакомство с мировыми открытиями в области науки и техники, но и позволит свободно представлять свои исследования международному научному сообществу. «Удивительный уровень владения английским языком многих ребят создает пусть небольшие, но все же трудности даже для меня как для члена жюри!..» – с улыбкой делится впечатлениями методист Городского методического центра Оксана Галахова.Участвуя в проекте, ребята и учителя московских школ получили возможность реализовывать сложные научные исследования и проекты, направленные на реальный практический результат, и, используя современное учебное оборудование, проводить эксперименты, способные подтвердить порой весьма смелые научные гипотезы.Таким образом, Курчатовский проект дает возможность как школьникам, так и педагогам реализовывать свои научные и творческие замыслы, а конференция «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату» помогает делиться опытом и знакомиться с новыми интересными открытиями и приближает науку к реальной жизни.Просто школьники, говорите?..Иван КОЛЕЧКИН,Екатерина БЕЛЯЕВА,Городской методический центр
Комментарии