И даровал Аллах своему одному из любимейших пророков – великому Ибрахиму, мир ему, – прямой путь.
Но Аллах, дабы укрепить Ибрахима в вере, ниспослал ему испытание.
Следуя повелению Господа, он должен был совершить заклание своего любимого сына Исмаила. И в своем твердом намерении исполнить Божественный приказ пророк проявил высшую покорность Аллаху. Бог Милостивый, не желавший гибели ребенка, принял жертву Ибрахима по его праведному намерению, а вместо Исмаила в жертву принесли животное.
С тех пор, отдавая дань пророку Ибрахиму, явившему высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения Господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного. И когда совершается обряд заклания курбана (жертвы), сердце верующего изливает величайшую присягу – быть покорным Единому Творцу; и в том сосредоточении души оно испытает сопряженную с глубоким страданием радость, рожденную в преодолении устремлений бренной жизни ради высшей покорности Всемогущему. Мусульмане в этот день воздают хвалу Создателю, сохранившему жизнь Исмаилу: к нему восходит родословная лучшего из сынов Адама последнего Посланника Всевышнего Аллаха – Мухаммада, мир ему.
Примерно таково краткое содержание самого большого праздника мусульман всего мира Курбан-байрама (по-арабски: Ид аль-Адха). Нет смысла объяснять, что это не переложение библейской истории – это слова об одном боге, об одних пророках и патриархах, сказанные разными народами. Мусульмане веруют во всех пророков, начиная от Адама и завершая Моисеем, Иисусом и Мухаммадом, и во все писания, что были ниспосланы через них, но точкой отсчета является хиджра – переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину. Все события подразделяются на происшедшие до и после хиджры.
Правоверная мусульманка Гузель Ибрагимова
По библейской мифологии Авраам (соответствующий Ибрахиму) попытался принести в жертву не первого сына Измаила (Исмаила), рожденного от рабыни Агари (Хаджар), а рожденного от девяностолетней жены Сары второго сына Исаака (Исхака). Но вряд ли от этого намного меняется эмоциональный, мировоззренческий, философский и не совсем укладывающийся в прагматичной голове атеиста смысл свершенного.
Что думал престарелый Ибрахим, когда вез единственного сына Исмаила в долину возле горы Мина близ Мекки? Что испытал Исмаил, когда Ибрахим рассказал, какой жертвы требует от них Аллах? Трудно представить, как “кроткий юноша” покорно позволяет отцу связать себя, сам ложится на жертвенный камень и смиренно ждет, когда опустится занесенный над ним нож. Драматизм доходит до предела, и только в последнюю минуту Господь отводит руку Ибрахима, и вместо Исмаила на жертвеннике оказывается баран, которого уже совсем не жаль. Твердость веры Ибрахима испытана…
Но не дает покоя ни сердцу, ни разуму, как сказал Кьеркегор, величие и ужас Авраамова деяния. Перелистываю дальше великого датчанина и читаю: “Говорят, что Гегеля понять трудно, а понять Авраама – просто пустяк. Пойти дальше Гегеля – это чудо, но пойти дальше Авраама – ничего не стоит. Со своей стороны я посвятил значительное время тому, чтобы понять философию Гегеля, и полагаю, что в значительной степени мне удалось ее понять. И напротив, когда мне приходится думать об Аврааме, я чувствую себя как бы уничтоженным. Каждое мгновение у меня перед глазами стоит этот ужасный парадокс, который и составляет содержание Авраамовой жизни; каждое мгновение я оказываюсь вновь отброшенным назад, и моя мысль, несмотря на всю содержащуюся в ней страсть, не может проникнуть в этот парадокс, не может продвинуться и на волосок. Я напрягаю каждый мускул, чтобы увидеть его, но в то же самое мгновение оказываюсь парализованным”.
Захлопываю “Страх и трепет” Кьеркегора и понимаю, что сумятица моих мыслей и чувств только возросла. Без разговора с людьми истинной веры не обойтись.
Приготовления к празднику Курбан-байрам
Так получилось, что, несмотря на то что в Уфе находится Центральное духовное управление мусульман, множество ученых правоверных, случай никак не позволял мне встретиться с теми людьми, с которыми я желал побеседовать. И вдруг, не иначе как по воле Аллаха, человек, носящий фамилию от имени пророка Ибрахима, согласился ответить на мои вопросы. Если к этому добавить, что человека звали Гузель Ибрагимова и приехала она на встречу за рулем собственного автомобиля, то станет ясно, почему я, упомянув Всевышнего, удивленно взглянул на небо в просвет между туч.
Гузель мило улыбнулась, поставила машину на сигнализацию и пригласила меня в свою квартиру, попутно сообщив, что мужа, к сожалению, нет дома, а сама она не так сведуща в вопросах веры. Стереотип типичного правоверного, сложившийся в моей голове за долгие годы сидения перед телевизором, стал осыпаться, как бархан в Саудовской Аравии во время песчаной бури. С автомобилем я как-то смирился, по крайне мере в Коране про него ничего не написано, но чтобы мусульманка пригласила в дом мужчину, когда ее благоверного нет рядом, – такого я еще не слышал. Но почти тут же все встало на свои места, когда в дверях нас встретил рослый джигит и хозяйка гордо представила своего сына, который, пока мужа нет дома, является хозяином и защитником всех находящихся в доме женщин.
Юноша посмотрел на меня сверху вниз и пожал мою правую ладонь по-восточному двумя руками. Если предположить, что рукопожатие когда-то обозначало отсутствие у людей оружия, то в этом жесте приветствия, конечно, было больше смысла. Мало ли какой кинжал он может прятать в левой руке? Меня вежливо пригласили посидеть и подождать в зале, пока хозяйка переоденется и приготовит чай.
Праздник Курбан-байрам
Я огляделся: мусульманская квартира мало чем отличалась от квартир адептов других конфессий. Та же полированная стенка, диван, книжные шкафы, но присутствовала какая-то аккуратность и прибранность. Ровные ряды богословских книг невольно заставляли задуматься об исламе.
– Вы пьете черный или зеленый чай?
Гузель принесла поднос с чайничками, печеньем, вареньем и непременным в башкирских домах чак-чаком. Беру маленькую пиалу и прошу хозяйку рассказать о себе.
Семья Ибрагимовых, как и положено людям с такой фамилией, имеет глубокие религиозные корни. Прадеды Гузели Асадулла и Набиулла были муллами в своих деревнях, бабушка Майсара окончила медресе в селе Ак-буа, что на границе Татарии и Башкирии, бабушка Зайтуна отучилась в медресе под Стерлитамаком. Но потом, как известно, настало время веры в живых “богов”, и люди прятали истинную веру в своих душах. Отец Гузели был коммунистом, занимал должность, которая не позволяла вслух произносить имя Бога. Сама Гузель стала верующей в 21 год. Толчком послужило трагическое событие, когда скоропостижно скончался горячо любимый отец. Бабушки, охваченные горем, больше не скрывали свою религиозность и молили Аллаха принять душу сына. Так произошло первое соприкосновение с верой. Но ислам не исключает человека из жизни, Гузель окончила институт, вышла замуж, родила сына, преподает в технологическом колледже теплотехнику и параллельно проектирует коммуникации для промышленных предприятий в фирме “Спецпроект”.
– Гузель, внешне ваша жизнь скорее типична для современной деловой женщины, чем для мусульманки, вы работаете на двух работах, водите автомобиль. Как это сочетается с вашей верой?
– Действительно, в ортодоксальных религиозных семьях жена может выйти на улицу только в сопровождении мужа или старшей родственницы. В нашей семье ситуация иная, мы верим в Аллаха, исполняем все ритуалы, но сегодняшняя жизнь устроена так, что от некоторых стереотипов поведения приходится отказываться. Сейчас достаточно много верующих женщин, которые занимаются бизнесом, и им невозможно будет вести дело без определенной свободы. Такая же ситуация наблюдается и в других конфессиях. Я, например, учу людей, они будут приносить пользу обществу, разве это не богоугодное дело? Мое убеждение: главное – это вера в Аллаха милостивого и милосердного. В том же очень религиозном Египте можно встретить женщину, укутанную в длинные одеяния, с закрытым лицом, в перчатках, а можно встретить молодую девушку даже без платка.
– Ваша фамилия происходит от имени пророка Ибрахима, логично предположить, что Курбан-байрам для вас имеет особое значение?
– Курбан-байрам для каждого мусульманина имеет особое значение. Для меня Курбан-байрам станет полным, когда я совершу хадж, как когда-то его совершил мой прадедушка Набиулла. На это благое дело его снаряжала вся деревня, собирали деньги со всех домов.
Ведь если полностью следовать традициям, жертву Аллаху надо приносить там, где она была совершена Ибрахимом, – в долине Мина неподалеку от Мекки в Саудовской Аравии, местонахождении главных святынь ислама. Поэтому ежегодно накануне Курбан-байрама миллионы мусульман всего мира совершают паломничество-хадж – в Мекку, к священному храму Кааба. В принципе совершить такой хадж должен в своей жизни каждый мусульманин. Считается, что паломничество к святыням Мекки установил для мусульман сам пророк Мухаммад.
– Есть ли какие-то определенные правила проведения Курбан-байрама?
– Конечно. Во-первых, необходимо соблюдать сроки курбана. Этот период начинается с восхода солнца 10-го числа месяца Зуль-Хиджжа, через 70 дней после окончания 30-дневного поста в месяце Рамадан, спустя время, необходимое для совершения намаза в два ракаата и чтения хутбы, и продолжается до захода солнца 13-го числа этого месяца. После намаза аль-магриб выполнять курбан нельзя.
Я понял, что мне никогда не вычислить священный праздник Курбан-байрам, и залпом допил чай, который мне тут же налили снова.
– По Корану каждый обладающий имуществом, эквивалентным примерно 600 граммам серебра, должен принести Аллаху в жертву одну овцу. В Курбан-байрам никто не должен остаться голодным. По правилам не менее двух третей жертвенного мяса раздается нищим, неимущим людям, сиротам. Причем, если человек достаточно состоятельный, он может отдать бедным все мясо. Также допустимо разделить тушу животного на три части: раздать тем, кому требуется помощь, оставить в семье, передать родным и близким. Перед жертвоприношением необходимо произносить соответствующее намерение – нийят. Очень важно, чтобы во время курбана человек произнес “Бисмиллях”, иначе мясо этого животного есть нельзя. Желательно, чтобы мужчина за себя принес жертву собственными руками, потому что с первыми брызгами крови жертвенного животного прощаются все предыдущие грехи человека, выполняющего курбан.
При последних словах я невольно вздрогнул и настороженно посмотрел на благообразную Гузель в белом ситцевом платочке и светлом глухом платье. Хозяйка быстро перехватила мой взгляд:
– Нет, мы сами не совершаем курбан. По Корану разрешается поручить это сделать другому человеку – вакилю.
Допив третью чашку чая, я решил, что настало время провокационных вопросов.
– Вы стали религиозной довольно поздно. У вас был осознанный выбор, не привлекало, например, православие?
– Конечно, привлекало, оно казалось мне более доступным и понятным. Тем более я не знаю арабский. Но, разобравшись в себе, я поняла, что моя религия – это ислам. Мои корни в нем. Все мои предки и родственники – мусульмане.
– Как вы относитесь к тому, что в мусульманской религии женщина занимает более низкое положение, чем мужчина?
– Женщины не находятся ниже мужчин, просто у женщин своя ниша, у мужчин своя. Каждому определено его место. Когда женщина живет в религиозной семье, она не чувствует себя униженной. Женщина обычно с детства понимает, что у нее такое предназначение, и следует ему. Мужчина – хозяин в доме, и он за все отвечает. Так же воспитывается и ответственность мужчины перед семьей и своими близкими. Если женщина имеет возможность и способности работать – пожалуйста, работай, но, приходя домой, необходимо соблюдать правила и быть уже женщиной в доме. Мужчина в доме – мужчина, а женщина – женщина. Не думаю, что это плохо. Когда разговариваешь с людьми из нерелигиозных семей и узнаешь, что женщина берет на себя роль мужчины кроме своей нелегкой женской роли, то видишь в этом гораздо большую дискриминацию женщины. Часто люди упрощают Коран. Например, считается, что если мужчина три раза сказал жене уходи, она должна в чем была покинуть дом. На самом деле сказано, что развод двукратен: после него либо удержать согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием. Если же он дал развод ей в третий раз, то нет греха над ними. К тому же нелишне добавить, что все мечети называют только женскими именами.
– А если ваш муж возьмет еще трех жен, разрешенных ему по Корану?
– Я нормально бы к этому отнеслась. Ревновать не стала бы, любила бы по-прежнему. Ведь по Корану можно брать вторую жену, если имеешь возможность обеспечить и первую и вторую одинаковыми материальными условиями: и квартирными, и денежными. Если муж покупает кольцо одной жене, то второй он должен купить такое же. Моя бабушка Зайтуна воспитывалась в таких условиях. Она рассказывала, как они жили в соседних домах с семьей родного брата мужа. И когда из деревни ее муж ездил в город, то он покупал платки, платья и другие вещи своей жене, своим старшим дочерям, жене своего брата, старшей дочери своего брата, так же поступал его брат. Подразумевается не одинаковые вещи всем, а то, что никто из женщин не должен быть ущемлен.
– Некоторые обеспечивают своих любовниц ничуть не хуже жен, но ситуация не перестает быть унизительной для обеих женщин.
– Так, наверное, честнее жениться на женщине, которую ты любишь, и законно иметь две жены, чем оскорблять их перед обществом. Жизнь показывает, что мужчина может любить нескольких женщин.
– Тогда и женщина должна иметь возможность любить трех-четырех мужчин?
– Законы Шариата такого позволить не могут. Может быть, это кажется дискриминацией людям, живущим не по мусульманским законам, но мне так не кажется. Ведь в Тибете существует узаконенное многомужество, и никто не говорит, что права мужчин ущемлены. Это их уклад, их мировоззрение.
– Какой из грехов для вас наиболее страшный?
– Самый большой грех для мусульманина называется ширк. Ширк – это поклонение кому-либо и преклонение перед кем-либо, кроме Всевышнего Господа, т.е. приравнивание кого-то или чего-то к Всемогущему Создателю. Не имеется в виду буквальное поклонение камню, могиле или солнцу. Подразумевается, что сознание людей находится в плену чувств и соблазнов, когда они преклоняются перед богатством, вещами, деньгами, опять же женщинами и т.д. Человек не должен преклоняться перед своим “эго”.
– Не секрет, что ислам ассоциируется с терроризмом, экстремизмом? Как вы, например, относитесь к ваххабизму?
– Несведущие люди ссылаются на Коран, где, им кажется, есть призывы к насилию. На самом деле они невнимательно его читают, и существующие переводы не всегда точны. Недавно мы были в Москве и беседовали с арабским богословом Абу-Бакаром. И он сказал, что читал Коран на английском, на немецком, но доходит до сердца священная книга только на арабском. Он так и сказал мне: “Только когда ты прочтешь Коран на арабском языке, только тогда он ляжет тебе на сердце”.
Ведь сказано в Коране: “Если отвечаете на притеснение (обиду), то отвечайте так, как это было сделано по отношению к вам. Но если вы простите, то это наилучшее для терпеливых. Будь терпелив! И твое терпение должно быть со Всевышним.”
Заповеди Корана не позволяют мусульманину творить зло и насилие по отношению к кому бы то ни было, будь то мусульмане или иноверцы. Напротив, Коран призывает мусульман относиться ко всем по-доброму: “И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и враждебности”.
Относительно ваххабизма. У Аллаха есть много имен. Одно из них – Ваххаб – вседарящий, другое – Рахман – милостивый, третье – Рахим – милосердный. Поэтому ваххабит – это синоним мусульманина. Экстремизм часто формируется совсем не на теоретических посылах того или иного учения, а на каких-то других греховных вещах.
– Когда-то женщины в борьбе за свою свободу сбрасывали паранджу, вы смогли бы ее носить сейчас?
– Я бы надела паранджу. Мне бы это не помешало. Конечно, если бы я одна стала ходить по Уфе в парандже, то у меня возникли бы проблемы. Но если все кругом носят ее, то это не может помешать ни моей работе, ни моей жизни. В терминологии учения ислама покорность Единому Богу называется на арабском языке “ислам”, а проявляющий такую покорность человек зовется “мусульманином”. Я мусульманка и потому покорна Аллаху.
Мне подумалось, что паранджа здорово помешала бы управлению автомобилем, но решил об этом не говорить.
Гузель закрыла пухлую тетрадку с выписанными из Корана мудрыми мыслями и спросила, хочу ли я еще чаю? В это время в комнату зашел ее сын, взял с полки книгу и сел в кресло. Я понял, что время, отведенное для общения, истекло, и откланялся.
Я шел по поскрипывающему снегу мимо взметнувшихся в небо двух башен мечети Ляля-Тюльпан. Муэдзин запел вечернюю молитву, два миллиарда людей на Земле стали готовиться совершать намаз, обратившись лицом к священной Мекке.
Я не знаю, в какое время года был Курбан-байрам, вычисляемый по лунному календарю, в далеком 922 году, когда в столицу Булгарского ханства прибыло посольство багдадского халифа во главе с Ибн Фадланом. Именно этот год считается годом принятия ислама булгарами. Тогда Западная Башкирия входила в состав Булгарского ханства, поэтому распространение ислама в Булгарии привело к его распространению и в Башкирии.
В таком же далеком 988 году князь Владимир Святославович выбирал религию для своих подданных. Знаменательно, что эти судьбоносные события для народов нашей страны происходили примерно в одно время. Следуя летописям, только запрет на употребление “вина” в исламе склонил Владимира к принятию христианства. И можно только гадать, какой бы могла стать Россия, прими князь ислам. Но как бы то ни было, на сегодня Российская Федерация, наверное, единственная страна, где эти две мировые религии так переплетены, а люди, исповедующие их, перемешаны миграцией, взаимной ассимиляцией и объединены тотальной идеологией построения светлого будущего на земле.
На память опять приходят слова Кьеркегора: “Вера – это высшая страсть в человеке. В каждом поколении, возможно, существуют многие, кто вообще не приходит к ней, но ни один не идет дальше”.
Юрий ГОРЮХИН
Уфа
Редакция “Учительской газеты” поздравляет всех мусульман России с праздником!
Комментарии